А вот Яна Нейена написал. С портрета на нас смотрит упитанный краснощекий мужчина. Сказать, что он вызывает какие-то симпатии — нет. И чувств никаких это произведение не будит. Что само по себе непохоже на Рубенса. Кто же это такой — отец Ян Нейен?
О нем известно, что он — генеральный комиссар (или генеральный министр, что одно и то же) ордена францисканцев в Нидерландах, что он жил в 1569—1612 годах.
Небольшой экскурс в историю. Религиозная жизнь в средние века не была чем-то однородным. Сначала появился анабаптизм — течение в католичестве, которое говорило о том, что человек должен креститься в зрелом возрасте. У этого течения появилось настолько много последователей, что они вызвали у папы Римского жгучее желание подавить анабаптистов до последнего. Но потом появился Кальвин, а потом — Лютер, а потом — еще и еще…
В общем и целом все эти течения выражали стремление населения (и простолюдинов, и знати) выйти из абсолютного подчинения папе Римскому. Уйти из-под гнета, который мешал процветанию.
В католической церкви к тому времени уже было несколько течений, каждое из которых проповедовало какие-то взгляды на жизнь и религию, вполне католические, но выпячивающие отдельные стороны бытия. Одно из них — орден францисканцев, нищенствующий орден.
Орден имел свою структуру управления: территории делились на провинции, в каждой провинции был министр, во главе территориальной общины стоял генеральный министр (территория, видимо, соответствовала государству). Генеральный министр был выборным.
Вот выдержка из устава ордена: «И те, кто уже принес обет послушания, пусть носят одну рясу с капюшоном и другую без капюшона, кто захочет. И кто вынуждаем необходимостью, может носить обувь. И все братья пусть одеваются в скромные одежды, латать же их могут из овчины и прочего тряпья по благословению Божию». (Все это — после того, как жена отправлена в монастырь, а имущество продано.)
Основателя ордена — Франциска Ассизского — можно видеть на портрете работы Рубенса (портрет, естественно, не прижизненный, а воображаемый, потому что Франциск жил с 1181 по 1226 годы), на котором показаны особенности одежды францисканцев: заплаты, ряса с капюшоном и веревка.
Когда-то Нидерланды входили в состав Священной Римской империи и были относительно независимыми, среди прочего — и в части верований. И это было очень существенно.
В 16 веке в той области, которая называется Нидерландами, было 17 провинций, 17 областей с самоуправлением. Нидерланды волей умершего императора Священной Римской империи были переданы во власть Испании, которая пыталась искоренить все остатки независимости.
Финансы провинций использовались Испанией для ведения войн, знать была отстранена от управления.
Началось противостояние: испанская корона использовала инквизицию для подавления «ересей», посылала войска против восставших городов.
В 1576 году все провинции объединились в борьбе против испанской короны. В 1581 году бунтари одержали победу, объявили о том, что Нидерланды не признают власть испанского короля. Тем не менее испанская корона не собиралась сдаваться и продолжала воевать. В 1595 году верховным правителем Нидерландов был назначен эрцгерцог Альбрехт.
Поскольку военные действия не давали результата, а казна Испании была истощена, король Филипп милостиво разрешил начать мирные переговоры, участниками которых были и северные (протестантские), и южные (католические) провинции. Эрцгерцог Альбрехт для этих переговоров использовал Яна Нейена — жителя Антверпена и уроженца Зеландии, который был назначен официально, но тайно.
Ян Нейен несколько раз участвовал в мирных конференциях, бывал с дипломатическими поручениями в Испании у короля Филиппа. Одно это говорит о том, что отец Ян Нейен был заметной фигурой в политической жизни Европы.
Вернемся к портрету. Ян Нейен одет в гражданское платье (на нем нет капюшона, как предписывает устав францисканцев). Да и по его виду не скажешь, что этот человек — глава нищенствующего ордена — живет милостыней.
Казалось бы — портрет как портрет, не самое лучшее произведение Рубенса, ничего в нем такого нет. Но при внимательном рассмотрении выделяется одна деталь: ухо. Остроконечное ухо. Можно было бы и не говорить об этом, если бы не особенность работ Рубенса: в них каждая деталь имеет свой смысл. Так вот, подобную форму уха мы видим на картине Рубенса «Пьяный Геракл», написанной в 1611 году. Как бы исподволь художник подводит к мысли, что в этом благодушном на вид монахе есть что-то от нечистой силы (в дорубенсовских картинах дьявола изображали с подобными ушами).
Такое отношение к этому человеку могло быть вызвано историей семейства Рубенсов: отец бежал из Антверпена из-за религиозных преследований, он был протестантом.
Вероятнее всего, портрет был заказан эрцгерцогом Альбертом (если не самим Яном Нейеном). Судя по манере исполнения, Рубенс не питал особого расположения к этому монаху, просто выполнял заказ. И вложил в него капельку своего отношения к католической верхушке.