Мужчина в женской одежде — совсем другая песня. В большинстве случаев это считается девиацией, физиологической либо психической, причем полярность явления может варьироваться от пародийного плюса (комик Бенни Хилл, а вслед за ним и отечественный юморист Юрий Стоянов обожали в своих шоу переодеваться в дородных «мадам Грицацуевых») до омерзительного минуса (маньяк из триллера «Молчание ягнят»).
Первой успешной комедией, в которой мужики большую часть времени шастают по экрану в юбках, стала знаменитая лента Билли Уайлдера «Некоторые любят погорячее» (в советском прокате — «В джазе только девушки»). В 1975-м Виктор Титов экранизировал пьесу «Тетка Чарлея», создав популярнейший в СССР мюзикл «Здравствуйте, я ваша тетя». Ну, а в 1982 году выходец из семьи одесских эмигрантов, актер, режиссер и продюсер Сидни Поллак завоевал сердца зрителей своей трогательной, смешной, неполиткорректной и во всех смыслах удачной лентой «Тутси», в коей женские наряды примерил на свое отнюдь не богатырское тело Дастин Хоффман.
…Актера малых и очень малых театров Майкла Дорси преследуют постоянные неудачи. Будучи вспыльчивым и острым на язык малым, Дорси вечно лезет в бутылку и с трудом находит точки соприкосновения с постановщиками. Его агент уже отчаялся найти ему стоящую работу, ведь репутация Майкла обогнала его на сто миль вперед, не оставив ни единого шанса на трудоустройство в творческой сфере. И тогда Дорси то ли на спор, то ли из профессионального интереса находит из этой неприятной ситуации нестандартный выход. Он переодевается в женщину и тут же получает роль в популярном телешоу.
Разумеется, супротив природы не попрешь, но игра в леди Дороти Майклс вскоре целиком и полностью захватывает мужчину, тем более что в образе саркастичной и симпатичной звезды телесериала Дорси он нравится публике значительно больше, нежели сам по себе. А тут Майкл совсем некстати влюбляется в свою партнершу по съемкам, очаровательную Джули, рискуя выдать себя в любой момент. Игра превращается в образ жизни и актер уже начинает терять собственную личность, постоянно раздваиваясь между выдуманным персонажем и самим собой…
Идея «Тутси» впервые посетила Хоффмана на съемках оскароносной драмы «Крамер против Крамера», где актер играл отца с материнскими обязанностями. Собственно, и своим названием, которое буквально можно перевести как «милашка», лента обязана ему же. Именно так звали любимую собачку мамы актера. Однако проект рождался в муках, как и любое стоящее кино.
Самым известным и достоверным фактом является противостояние Хоффмана и режиссера Сидни Поллака, которые постоянно собачились на съемках. Посему их споры в кадре (Дастин уговорил Поллака сыграть роль своего агента) выглядят столь правдиво и искренне. Конфронтация была настолько бурной, что впоследствии они вместе никогда не работали. Несмотря на то, что «Тутси» стала вторым фильмом 1982 года по кассовым сборам, уступив пальму первенства лишь «Инопланетянину» Спилберга, который, в свою очередь, побил все рекорды посещаемости.
В начале 80-х Америка еще не была столь зациклена на политкорректности, посему явное отсутствие в кадре темнокожих актеров (белая комедия для белых) никому не мешало наслаждаться тонким и ненавязчивым юмором. Впрочем, далеко не всем «Тутси» пришлась по вкусу. Критики были в эмоциях сдержанны и в основном превозносили игру Хоффмана, а саму картину относили к легкому жанру, недостойному престижных наград и премий. По этой причине «Тутси» прокатили на Оскаре, удостоив внимания лишь второстепенную роль Джессики Лэнг (Джулия). Британцы в своей киноакадемии тоже отметили Хоффмана и грим. Видимо, намекая, что со времен «В джазе только девушки» эта сфера индустрии шагнула далеко вперед. Не в обиду шедевру Уайлдера — Хоффман, безусловно, на голову выше и Джека Леммона, и Тони Кертиса в своем перевоплощении.
К слову, в ленте засветились и многие другие известные лица. Например, Билл Мюррей, который уже тогда имел статус популярного и любимого на родине комедианта. Мюррей любезно согласился снять свое имя с верхушки начальных титров, дабы не отвлекать внимание на себя и не давать зрителям повода думать, что перед ними очередная отвязная комедия. Актер к тому же практически не пользовался сценарием, все его монологи в фильме — чистая импровизация. Дебютом в «Тутси» отметилась актриса Джина Дэвис, а также недавно справивший 70-летний юбилей Тобин Белл, звезда кровавой франшизы «Пила».
«Тутси» — одна из немногих американских комедий, практически некупированная в советском прокате. Даже вышеупомянутые «девушки из джаза» подвергались более жесткой цензуре (в основном из-за соблазнительных ракурсов Мэрилин Монро), нежели Хоффман в женском платье. В СССР лента Поллака пользовалась бешеной популярностью, обогнав по сборам и посещаемости многие советские хиты. Очевидно, сыграло свою роль и то, что свежие американские ленты (а «Тутси» была дублирована и выпущена в отечественный прокат уже год спустя) редко доходили до наших кинотеатров вовремя.
На фоне нынешних комедий, в том числе на схожую тематику, опус Поллака смотрится на порядок выгоднее. Дело не только в блестящей игре Хоффмана, который долго и упорно работал над своим образом, уделяя особое внимание голосу и манере поведения (его тренировал известный голливудский транссексуал и актриса Холли Вудлон). Простенький сюжет оформлен шикарными диалогами, а некоторые цитаты из фильма навсегда увековечены в памяти зрителей («Я, будучи женщиной, был мужчиной по отношению к тебе гораздо больше, чем бывает любой мужчина в отношениях с женщиной»). Прекрасная, запоминающаяся музыка композитора Дейва Грузина дополняет картинку, как и мелодичные песни в исполнении Стивена Бишопа. Ну и, разумеется, как комедия положений и мелодрама (не говоря уже о различных забавных моментах, связанных с трансформациями главного героя) «Тутси» — выше всяческих похвал.
Как ни прискорбно в очередной раз констатировать факт, но нынче комедий такого уровня уже не снимают. А если в кадре появляется мужчина, переодетый в женщину, или же полноценный транс, то будьте готовы к обилию пошлостей, как, к примеру, в недавнем сиквеле «Мальчишника в Вегасе». Социальные выпады в сторону феминизма, уступающие место излишнему копанию в физиологических деталях, сегодня уже никому не интересны.