И поэтому я возьму в качестве точки отсчета рисунок. Можно ли самыми скромными средствами и материалами передать НЕЧТО? Легко!
Раньше мне казалось, как и многим, что для того, чтобы получился хороший рисунок, нужно взять хорошие карандаши, кисти, краски, бумагу. Хорошие и качественные — значит, дорогие. Но со временем я поняла — чтобы
Вполне достаточно дешевой 12-цветной акварели для школьных уроков рисования, обычной беличьей кисточки, какую можно купить в любом канцелярском отделе и не очень дорогой и совсем не профессиональной акварельной бумаги. Можно даже использовать просто ватман или обычный альбом. Они ничуть не хуже всего того, что дорого.
Не качество материалов определяет качество произведения. Ведь если рассматривать процесс рисования не как дорогостоящую имитацию действительности, а как создание живого резервуара для сохранения неповторимого и ускользающего времени, почти не осознаваемых холодным разумом ощущений, настроений, образов, то нужно нечто совсем иное…
Профессионализм (в смысле крепкой школы)? Тоже нет… Он поможет только лихо имитировать внешнее, что само по себе неплохо, но нашу задачу не решает. Что же нам нужно?
- Во-первых — радость внутри себя самих (ибо нечего «консервировать» плохое настроение в рисунках).
- Во-вторых — желание сохранить нечто, что побудило в данный момент взять в руки кисть и краски.
- В-третьих — смелость. Смелость преодолеть сознание того, что «вот я рисовать не учился (лась) и потому не умею, а значит не могу, а вот ОНИ учились и умеют, и могут, куда же мне за ними, даже и соваться не стоит».
Это совершенно необоснованные страхи. У Рембрандта нет ни лихости и совершенства мазка, ни правильности анатомии (никогда не замечали?) — он нас держит совсем другим. И держит крепко. И заставляет погружаться в свой золотой свет.
У Франса Халса нет никаких замашек современного гиперреалиста — один блик и пара полутонов создают из смутного пятна краски ощущение дымчатого старинного стекла бокала, в котором можно почувствовать целую историю. Это дается опытом. Личным опытом попыток, ошибок и находок. И умением слышать себя и чувствовать окружающий мир. Этому не учат. Этому учатся. Сами. И это может каждый. Если захочет.
С чего начать? Научиться наблюдать. Вы смотрите на цветок? Обратите внимание и запомните, как выгибаются его лепестки, как ложатся тени, какого цвета становится свет, просвечивая его венчик навылет, как крепятся к стеблю листья, сколько зазубринок на них.
Закройте глаза и попытайтесь вспомнить цветок. Обычно нам удается «воспроизвести» лишь общий образ, а когда пытаемся вспомнить детали, то «картинка» начинает «расплываться». Можно потренироваться — вреда не будет. Будет только польза. Это поможет в процессе рисования быстрее и лучше ориентироваться в композиции, цвете, в передаче фактуры.
Так же, закрыв глаза, можно и нужно сначала до мелочей представить себе то, что вы хотите нарисовать, включая внешнюю оболочку и то настроение, которое движет вами в данный момент и которое вы хотите передать. Погрузиться и прочувствовать. Ведь именно эмоциональный посыл автора делает двухмерную картинку живым многомерным миром. И тут не уместны претензии. Маленькая, внешне наивная картинка может заключать в себе больше, чем погонный километр эпического полотна.
Я всегда с особым теплом вспоминаю акварельные миниатюрки из дамских альбомов позапрошлого века — цветочки, птички, пейзажики. Казалось бы! А вот же — в них есть лето, свет, спокойствие, тишина. Всё то, что так необходимо человеку, живущему в северных широтах и в современном напряженном, нервном ритме. Нам очень не хватает красоты и равновесия во внешнем мире. Но мы можем создать их сами! Это не так сложно.
Миниатюра для этого подходит как нельзя лучше. Она почти не занимает ни времени, ни места. Она имеет право быть наивной и искренней. Она, к тому же, хорошо и легко учит основам рисования. Она подскажет, что сначала нужно взять чистый лист бумаги, представить себе образ уже готовой картинки и начать рисовать: наметить плоскостные цветные пятна, потом проложить тени (не забывая, что они — самая цветная часть изображения), наметить освещенные области и блики, затем мазками светлой и темной краски обозначить детали. И с каждым разом будет получаться всё лучше. Главное — захотеть и увидеть в этом смысл.
Это о рисунке? Не только. Это о жизни вообще.