Упоминание о составлении картин из высушенных растений встречается в культуре Древнего Египта и Иудеи. Ошибана была почитаемым искусством в Китае, Корее и Таиланде. Затем интерес к растительной живописи проявили англичане, и постепенно мода на «рисование» цветочными материалами охватила и другие страны Европы.
Наибольшего совершенства в этом виде декоративно-прикладного искусства достигли японцы. Шестьсот лет назад ошибаной занимались только самураи. Наряду с обучением владением мечом, написанием иероглифов, занятия ошибаной были обязательными для будущих воинов. Самураи постигали путь воина, и ошибана была частью этого пути, помогая развивать настойчивость, концентрацию, наблюдательность, терпеливость и другие необходимые качества.
В настоящее время японцы разработали способ предохранения картин из сухих растительных материалов от потемнения и выгорания. Для этого из пространства между стеклом и картиной выкачивается воздух, создавшийся вакуум сохраняет растения.
Ошибана — способ выражения эмоций и чувств, проявления фантазии и творческих качеств. Собирая растительный материал и работая с ним, мы занимаемся естественной релаксацией, наш организм начинает работать в унисон с Природой, то есть начинает саморегулироваться и излечиваться от приобретённых болезней.
Занятие живописью растениями доступно любому из нас, при этом необязательно обладать развитыми художественными способностями. Почти каждый, будучи ребёнком, собирал разноцветные осенние листья, засушивал их и составлял простейшие аппликации.
Вот с этого и можно начать, добавив к листьям лепестки цветков, кору, шелуху чеснока и лука, хвою, семена, корешки, тополиный пух и прочие растительные материалы. Считается, что тополь лучше других растений очищает воздух, поэтому картины, на которых присутствует тополиный пух, богаты позитивной энергетикой, также он даёт замечательную белую «краску».
Интересны как материал для ошибаны семенники многих растений. Например, коробочки физалиса дают яркий оранжевый и красный материал; внутренние пластинки семенных коробочек лунарии — прозрачны и шелковисты, имеют матовый оттенок; парашютики одуванчиков и овсяного корня помогут показать воздушность и лёгкость соответствующих деталей композиции.
Одно из главных условий на стадии подготовки материалов — сохранить форму, фактуру и цвет засушенных растений. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила сбора и сушки. Сбор производят с ранней весны и до поздней осени в сухую погоду. Следует помнить, что чем моложе цветки, тем устойчивее их окраска.
Растительный материал сначала подсушивают на бумаге, а затем помещают под пресс. Для сушки можно использовать старые книги. Общее правило: сушить как можно быстрее, при этом достигается меньшая потеря цвета. Осенние листья обычно сушат горячим утюгом через несколько слоёв газеты. Опытные флористы применяют более сложные технологии. Быстрее всего сохнут полевые цветы — в течение 3−4 дней.
Хранить растительные заготовки необходимо без доступа воздуха и солнечных лучей: например, переложить газетными листами и поместить в конверты, файлы или картонные коробки.
Для занятий ошибаной потребуется картон, клей ПВА, кисточки, спица для нанесения малого объёма клея, ножницы, две салфетки (сухая и немного влажная).
При создании композиций необходимо учитывать стойкость цвета: со временем цвет заготовок изменяется, и это не должно испортить задумку флориста. По стойкости цвета растения делятся на три группы:
стойкие — сохраняют цвет в течение нескольких десятков лет (пионы, георгины, астры, мальвы, васильки, маргаритки, дельфиниум, осенние листья и другие);
среднестойкие — десять и более лет (гайлардия, рудбекия, сальвия, розы, бархатцы, ромашки);
малостойкие — до нескольких лет (анютины глазки, флоксы, настурция, лютики, тигровая лилия и другие).
В одной композиции можно использовать растения всех групп, но при этом учитывать изменение цвета — чтобы в итоге не было искажено цветовое решение.
Несложные аппликации выполняются без эскиза. Наиболее простой будет композиция из целых форм растения. Например, соцветия зонтичных растений будут изображать деревья, лист подорожника — ёлочку; лепестки петунии, текомы, ипомеи — пышные юбки барышень.
Картины со сложным сюжетом выполняются по предварительно нанесённому эскизу, выполненному карандашом. При этом можно использовать детские раскраски, готовые эскизы и подходящие иллюстрации.
Следующий этап — «раскрашивание» картины растительными заготовками. Сначала необходимо разложить фон и крупные объекты. Растения следует укладывать от краёв к центру, следя за тем, чтобы верхняя часть заготовки была прикрыта нижней частью следующей.
Сразу приклеивать растения не рекомендуется. Следует прикрыть композицию листом бумаги, через некоторое время посмотреть на неё. И если не потребуется доработка, то закрепить клеем.
После этого можно переходить к мелким деталям. По необходимости нарезают кусочки нужных размеров и с помощью пинцета укладывают их на картину.
По окончании работы картину желательно положить на 10−12 часов под пресс. Самая дорогостоящая деталь ошибаны — специальная рамка. Правда, первые работы можно сохранять просто в файлах или закрепить в обычных рамках под стеклом и беречь их от прямых лучей света.