Что в фамилии твоей?

Реклама

Про имена написано много — от происхождения до переклада на язык нумерологии. Про фамилии — гораздо меньше, кроме генеалогии знаменитостей и общих гипотез о происхождении. А я, изучив список фамилий кандидатов в присяжные заседатели от двух районов (несколько тысяч человек, выбранных методом «тыка»), обратил внимание на то, чему наши русские фамилии посвящены.

Я перепроверил выводы на штатном расписании собственного коллектива (222 человека). Предварительная гипотеза подтвердилась полностью, и теперь у меня есть полное право огласить ее публично.

Итак, о чем обычно «звучит» фамилия русского человека? Больших тем можно выделить три:

1. Имена (Сидоров, Петров, Кондратьев и многие другие). Таких фамилий много в любых языках. Происхождение их некоторые предлагают вести от имени далекого предка (как в Ветхом Завете) или же господина, хозяина земель или самого человека (незабываемое «Ты чей холоп будешь?»). Вторая версия, конечно, кажется менее симпатичной.

2. Профессии. Количество сравнимо с фамилиями по именам, встречается в большинстве мировых языков и уж точно указывает не на господина, а на ремесло далеких предков. Самая распространенная в мире фамилия — Кузнецов (Смит, Шмидт, Коваль, Ковальски и много-много еще).

Реклама

3. Птицы. Странно, не звери земные и водные. Но только в русских фамилиях им так часто уделяется внимание. Почему — загадка. Чем еще, кроме живности, были пернатые для наших предков? Осмелюсь предположить — каждую птицу наделяли своим характером, в совокупности же — значения более чем положительные: «вольный как птица», «важная птица» (не медведь, заметьте). Свобода к перемещению и оригинальность облика и поведения — вот мой предварительный ответ. И касается это не только величественных орлов, банальных куриц и вульгарных воробьев, но и довольно редких даже в прошлые века чибиса с удодом. Количество «птичьих фамилий» ненамного меньше «именных» и «профессиональных». Ни в украинском, ни в английском языках я не нашел такого крылатого многообразия, как у нас.

Реклама

В истории фамилий особняком идут фамилии, указывающие на христианизацию страны. Их сравнительно немного, но уж больно они примечательны (тот же профессор Преображенский или поэт Рождественский). Как правило, они указывают на носившего духовное звание предка (сверено с трехтомником «Храмы Петербурга»), иногда заимствованы из греческого (Ставровский от слова «крест») или старославянского (Десницкий — обозначение правой руки) языков. Совершенно особый феномен, которому я не могу найти аналогов — довольно распространенная и только русская фамилия Смирнов. Что это — знак следования христианской добродетели или послушание раба господину земному? Я склоняюсь к первому варианту.

Реклама

А вот довольно редки у нас даже по сравнению с другими славянскими языками две категории фамилий — блюда и продукты питания: чешский композитор Сметана, политик Родзянко («изюм» на Украине и в Польше, тот же английский хирург Брэд) и домашняя утварь (немного у нас Печкиных-Лавочкиных против Косы, Бороны, Макитры и многих других кажущихся нам смешными фамилий). Не думаю, что наши предки были толпой вечно голодных и бездомных. Может быть, это следствие отнесения этих категорий к преходящим, не требующим пожизненной передаваемой потомкам фиксации внимания.

Посмотрите на своих соседей, коллег по работе, клиентов. Вспомните одноклассников. Пробегитесь по социальным сетям. К каким выводам придете вы и почему?

Реклама

Реклама