Из-за чего погиб герцог Бэкингем?

Реклама
Профессионал

Все помнят блистательного персонажа из первой части великой эпопеи Александра Дюма-отца про приключения знаменитых мушкетеров — Джорджа Вильерса, герцога Бэкингемского, в которого якобы была влюблена французская королева Анна Австрийская, и который был, согласно повествованию, убит из-за ревности кардинала Ришелье офицером Фельтоном в 1628 г. В этом образе много романтичного, прекрасного… но не совсем верного. В романе слишком много исторических неточностей. Но обо всем по порядку. Итак, кто же такой, этот таинственный романтик из вымышленной истории Александра Дюма?

Представим себе Англию накануне английской буржуазной революции XVII в. Это было развивающиеся быстрыми темпами европейское государство со своими бедами и заботами. В марте 1603 года скончалась английская королева Елизавета. На престол вступил ее единственный родственник, сын казненной Марии Стюарт — король Шотландии Яков VI, который в Англии стал именоваться Яковом I. При этом короле произошел ряд экономических перемен, которые не одобрила развивающаяся буржуазия.

Реклама

Внешняя торговля превратилась в монополию крупных, преимущественно, лондонских, купцов. Постоянно повышались торговые пошлины. В церковной политике короля была проявлена жестокость относительно пуритан, которые обвинялись в том, что посягают на устои монархии. В это время началась эмиграция пуритан, которая открыла английскую колонизацию стран Северной Америки. Во внешней политике Яков I почему-то опирался на союз с главным врагом Англии — Испанией, планировал даже заключить брак своего сына с испанской инфантой, но он сорвался из-за недовольства сторон. Королевский двор Якова требовал много расходов, а сам монарх финансово зависел от парламента, что порождало трения и массовые недовольства. Король постоянно то созывал, то распускал парламент, и эта неустойчивая политика возмущала народ, доведенный до крайней степени обнищания.

Реклама

Постоянный голод, политика огораживания порождали народные волнения, которые жестоко подавлялись. В 1625 г. король Яков умер, и его престол занял его сын Карл I, еще более одиозный и бездарный политик, чем его отец. Джордж Вильерс, герцог Бэкингемский, фаворит Якова, по которому вздыхали как женщины, так и мужчины (известны его более чем нежные отношения с Яковом I, при том, что герцог имел семью), при Карле стал всесильным временщиком, политика которого приводила страну к краху.

Джордж Вильерс происходил из древнего, хотя и небогатого, дворянского рода. Он был необыкновенно красив, превосходно танцевал, музицировал и имел огромное влияние при дворе покойного Якова, который любил своего «Стини» больше, чем собственного сына Карла. Но Вильерс покорял не только мужчин. Его женой была Кэтрин, дочь графа Рутлэнда, принадлежавшая к одному из самых богатых и самых знатных родов в Англии. У пары было пятеро детей. Леди Кэтрин обожала своего супруга, считая, что лучшего мужа, чем он, найти невозможно.

Реклама

Джордж Вильерс получил такую же известность в Англии, как Ришелье во Франции, с одной только разницей, что Ришелье работал на благо государства, а Вильерс — на благо себе. Герцог был кумиром англичан, хотя и не заслужил такой славы, как король Артур. Быть может (хотя серьезный исследователи об этом не задумывались), именно Джордж Вильерс и стал прототипом того самого «милого друга» из сонетов У. Шекспира. Ведь по характеру и по внешности персонажи вполне совпадают!

Знакомство Бэкингема с французской королевой Анной Австрийской было коротким, но достаточным, чтобы воспламенить сердце любвеобильного мужчины. Герцог прибыл в Париж 24 мая 1625 года и остановился в особняке герцогини де Шеврез, которая и создала все условия, чтобы французская королева влюбилась в него без памяти. Зачем ей это было нужно? Возможно, она ненавидела Людовика XIII и кардинала Ришелье, которые когда-то сделали ее несчастной. Попытка свести королеву с Бэкингемом — всего лишь месть отчаявшейся женщины. Но 31 мая 1625 г. герцог покинул Париж, не добившись никакого результата. Да и хотел ли он его добиваться? Обе стороны уже знали, что война неизбежна. Он встретился с Анной в Амьене 7 июня 1627 г., и встреча была настолько пылкой, что, по свидетельствам современников, королева даже спрашивала близких друзей, нет ли у нее опасности забеременеть?

Реклама

Проницательный кардинал Ришелье не мог позволить развиться страсти до такой степени, чтобы влюбленные потеряли контроль над ситуацией. Однако, начавшаяся по глупости Бэкингема война с Испанией, а затем и с Францией, привела к тому, что влюбленным необходимо было расстаться, и Джордж Вильерс занялся английской политикой, вызвав новое недовольство своих подданных.

Созванный в июне 1625 г. парламент, прежде чем ввести новые налоги, стал требовать его смещения из-за неудачной внешней политики. Англия терпела одну неудачу за другой. Самые крупные промахи: неудачная военная экспедиция в Кадис и поражение в войне с Францией. Герцог ставил целью оказание помощи осажденной гугенотской крепости Ла-Рошель. Он потерпел сокрушительное поражение, и против него поднялась целая буря возмущения. Тем не менее, Карл I оставался глухим к народным требованиям. Крупные неудачи во внешней политике, а также глубокий финансовый кризис заставили Карла вновь обратиться к парламенту. Третий парламент был созван 17 марта 1628 г, однако его сессия была прервана в октябре из-за возникших противоречий.

Реклама

Об убийстве герцога Бэкингема ходят легенды. Александр Дюма красочно описывает, как Миледи, соблазнив офицера Фельтона, подсылает его к герцогу, против которого выступает всесильный Арман Жан дю Плесси, известный как кардинал Ришелье (на деле — умный политик, сделавший много для Франции в эпоху классицизма). Другая версия заключается в том, что герцог был убит кардиналом из-за того, что любовница последнего провела с ним упоительную ночь, чего Ришелье простить не мог. Но факты сводятся к следующему: Бэкингем мог быть убит и своими же подданными, от лица которых выступал офицер Фельтон (личность реальная, как подтверждают документы). Бездарная внешняя политика герцога вполне могла привести его к смерти, и остается только гадать, с какой стороны было совершенно убийство — с французской или с английской.

Хотя, вероятнее всего, отрицательную роль кардинала Ришелье здесь можно свести на нет: у него не было явных причин убивать английского временщика. Кардинал как более умный и расчетливый политик, которого вряд ли можно было соблазнить земными благами (у него их было более чем достаточно), не стал бы ввязываться в конфликт международного уровня.

Реклама