Кино не для всех?

Реклама

В последнее время обязательным атрибутом духовно богатых дев, неформалов и псевдоинтеллектуалов — как в России, так и за её пределами — является кино категории артхаус. Многих привлекает то, что артхаус преподносят зрителям как кино «не для всех».

Альтернативное авторское кино, направленное на узкую прослойку аудитории, некоммерческое, часто затрагивает сложные проблемы и предлагает нестандартные пути их решения. Артхаус считается синонимом независимого, умного и модного кино, что многих прельщает.

В США артхаусами с 1940 года называют кинотеатры при университетах и в музеях. В Россию это понятие пришло в 1970 году и начало активно развиваться, это нужно было для возможности противопоставить массовому — кино с глубоким смыслом, рассчитанное на публику, отвергающую попкорн-кинематографию.

В артхаусном прокате, как правило, идут картины независимых режиссёров, для которых не нашлось места в большом прокате. Видео, снятое дрожащими руками на мобильный телефон, с длинными диалогами ни о чём, можно смело назвать артхаусом и выкладывать на специализированные сайты. Само определение подразумевает наличие тысяч фильмов, которые многим сложно понять, а в большинстве случаев — вообще не понять. И не надо. Создаются они для питания чувства собственной важности подростков.

Реклама

Главная фигура — режиссёр, не продюсер. Он создаёт фильм, полагаясь на собственное видение и не обращая внимания на запросы публики и маркетинговые исследования. Многие студенты режиссёрских факультетов стремятся в качестве дипломной работы снять «иное» кино, но за идею фильм не снимешь, а под такое неоднозначное мероприятие найти спонсора сложно, так как никто не знает, чем оно закончится: может принести Венецианского «Золотого льва» или Каннскую «Золотую пальмовую ветвь», а может и нож в печень.

Деньги может дать богатый родственник, частный фонд или государство (с последними двумя договориться будет сложно), вероятно поэтому артхаус в искусстве является синонимом всего неприбыльного и малобюджетного.

Реклама

Бывают и исключения. Так, и коммерческое кино может быть интеллектуальным, а авторское кино оказаться коммерчески успешным, или режиссёр, который вчера снимал деревенские свадьбы и выкладывал на Ютуб, завтра может снять коммерческий хит.

Авторское кино привлекает зрителей почти полным отсутствием цензуры и предрассудков в сочетании с высоким уровнем насилия. Основной критерий — мера таланта режиссёра. Высшая ценность такого кино — авторское высказывание, будут это мудрые изречения или прогноз погоды на следующий год — не важно, своего «понимающего» зрителя найдёт любое кино с пометкой «не для всех».

Предлагаю вам список лучших фильмов категории артхаус, составленный Европейским союзом кинокритиков:

Реклама

— Тайм-код (Timecode), реж. Майк Фиггис, США, 2000;
— Принцесса и воин (Der Krieger und die Kaiserin), реж. Том Тыквер, Германия, 2000;
— А у вас который час? (Ni na bian ji dian), реж. Цай Минлян, Тайвань-Франция, 2001;
— Самая печальная музыка на свете (The Saddest Music in the World), реж. Гай Мэдден, Канада, 2003;
— 9 песен (9 Songs), реж. Майкл Уинтерботтом, Великобритания, 2004;
— Головой о стену (Gegen die Wand), реж. Фатих Акин, Турция-Германия, 2004;
— Дитя (L'enfant), реж. Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, Франция-Бельгия, 2005;
— Битва на небесах (Batalla en el cielo), реж. Карлос Рейгадас, Мексика, 2005;
— 4 месяца, 3 недели и 2 дня (4 luni, 3 saptamâni si 2 zile), реж. Кристиан Мунджиу, Румыния, 2007;
— Впусти меня (Låt den rätte komma in), реж. Томас Альфредсон, Швеция, 2008.

Реклама