В Краеведческом музее города Ораниенбаума до сентября действует выставка «Мэтр из Ораниенбаума», в библиотеках прошли и идут посвященные этому событию мероприятия.
Имя Стравинского связано со многими знаменитыми людьми, например, с Коко Шанель. Их отношения будоражат мир в связи с выходом книги «Коко и Игорь», а потом и фильма «по мотивам» действительных отношений двух известных людей.
О подлинной истории знакомства и взаимного творчества двух неординарных личностей было было рассказано на мероприятии, прошедшем в Ораниенбауме и организованном при поддержке местной общественной организации «Ингрия» и участии сотрудника русского отдела Государственного Эрмитажа Николая Онегина.
Встреча-лекция называлась «Русский аромат духов Chanel № 5». Перед беседой об Игоре Стравинском и Коко Шанель и их времени председатель общественной организации «Ингрия» Константин Ульяночкин проинформировал собравшихся о том, как в Ораниенбауме в 2012 году празднуется 130 лет со дня рождения Игоря Стравинского: цикл встреч в библиотеках города и района продолжает эта лекция в отеле «Домик у причала».
Лекция Николая Онегина была посвящена влиянию России на жизнь и творчество знаменитой Коко Шанель. Николай обрисовал атмосферу Парижа 10−20-х годов, взаимоотношения русской эмиграции, рассказал об великих княгинях первой волны эмиграции, которые у Шанель работали модистками и даже швеями. Несмотря на ее иногда показную грубость с русскими княгинями-модистками, они любили Шанель, потому что она хорошо платила за работу. К тому же и русские княгини воспитали у Шанель чувство стиля и вкуса, своими советами помогали ей определиться, на что надо обращать внимание, с какими людьми надо дружить, и даже какую музыку слушать. Именно так она познакомилась и со Стравинским, которого, когда ему было негде жить, поселила на своей вилле.
Именно так, с помощью советов русских княгинь, она стала эталоном стиля и моды, Коко Шанель.
Стало известно и о взаимоотношениях Шанель с самыми известными домами, такими как дом Поля Пуаре, который разработал свой восточный стиль под влиянием Бакста, тоже нашего земляка. О наших ораниенбаумских дачниках: Александре Бенуа, Сомове, Дягилеве и других, которые формировали русский стиль в парижской жизни 20-х годов.
Ведь именно балеты, поставленные ораниенбаумскими дачниками Дягилевым, Бакстом на музыку Игоря Стравинского, взорвали Париж 10−20-х годов прошлого века. Петербургский стиль Дягилевских балетных сезонов надолго покорил не только Париж, но и Францию, всю культурную Европу и Америку.
Чтобы встреча имела свою изюминку, Николай Онегин приготовил сюрприз — продемонстрировал подлинный флакон с духами Шанель № 5 первого дизайна 1922 года, который он приобрел на аукционе в Америке. Существует устоявшееся мнение, что флакон духов Шанель № 5 должен быть большим. Это не так — флакон с самого начала имел объем 30 кубических сантиметров и форму, как утверждала Коко — взятую от штофа русской водки.
Николай Онегин не взял на себя смелость подтвердить достоверность романа Игоря и Коко, но что он смог утверждать твердо, так это то, что духи Шанель № 5 имеют русский запах. Автором аромата духов Chanel № 5 был талантливый химик, парфюмер императорского дома Романовых, француз по происхождению, но рожденный в России парфюмер Эрнест Бо.
Эрнест Бо, как и его соотечественник Игорь Стравинский, родился в 1882 году. Он родился в Москве, там стал парфюмером, унаследовав профессию отца. Эрнест Бо работал на фирму Альфонса Ралле — поставщика русского императорского двора, а после революции он иммигрировал во Францию. Однажды в Каннах Бо был представлен Коко Шанель. Познакомил их покровитель и возлюбленный Коко — кузен императора Николая II, великий князь Дмитрий Павлович.
Автор шедевра на основе синтетических парфюмерных композиций изобрел аромат для Коко Шанель, который не повторял моноаромат ни одного цветка. Так в 1921 году была совершена своего рода революция в производстве женских духов.
Бо приготовил несколько вариантов духов, из которых Шанель выбрала вариант номер 5.
По другой версии название для духов выбирала сама кутюрье. Она представляла новую коллекцию своих платьев 5 числа, 5 месяца (то есть 5 мая 1921 года), поэтому решила, что число 5 принесет успех, и не ошиблась.
— Я дождалась, наконец, тех духов, о которых мечтала, — говорила Коко Шанель, — духов с ароматом женщины.
Презентация духов прошла успешно. Духами было опрыскано помещение, где происходил показ коллекции, и все посетительницы спрашивали, чем это пахнет? Коко всем своим клиенткам подарила флакон первой партии духов Шанель № 5. И хотя она больше не планировала выпускать свои духи, клиентки дома Шанель заставили ее выпустить вторую партию духов в 1922 году, после чего выпуск духов уже не прекращался. В то время духи буквально произвели фурор.
В утонченном запахе аромата Шанель № 5 совершенно не чувствовалось подражание природе. Он был создан с использованием синтетических альдегидных масел, поэтому в аромате чувствовалась некая неопределенность и как следствие неузнаваемость.
Автор аромата российский подданный Эрнест Бо в Первую мировую войну служил в Кольском Заполярье и любил подниматься к озеру, лежащему над Мурманским торговым портом. В своих мемуарах Бо писал:
«Меня часто спрашивают, как мне удалось изобрести Шанель № 5? Отвечаю. Я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной службы прошла на Севере, за полярным кругом. Во время летнего полярного дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его, хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы…»
Эрнест Бо был красив собой, умел одеваться, был любителем красивых женщин и шампанского. И женщины его любили, в том числе и Коко Шанель.
Для Шанель Эрнест Бо сделал еще несколько ароматов: Boisdes Iles, Cuir de Russie, Gardenia и Chanel No.22.
Из этих духов обратим внимание на Cuir de Russie, что в переводе означает «русская кожа». Название соответствует содержанию аромата. Духи немного сладковатые, восточные, очень изысканные и сексуальные. Запах слегка напоминает седельную кожу. Точно так же может пахнуть дорогая обивка салона. Известно замечание Коко, что так пахнут сапоги великого князя Дмитрия Павловича.
В 1921 году во время изобретения аромата духов Шанель № 5 на вилле Коко жил Игорь Стравинский с семьей, а также известный петербургский денди великий князь Дмитрий Павлович, роман с которым Коко не скрывала. А вот возможность романтических отношений Стравинского и Коко Шанель они сами никогда не подтверждали, но и не опровергали, что и дает возможность фантазировать и снимать фильмы по мотивам их действительных отношений.
Встреча, посвященная 130-летию композитора Стравинского, а также 90-летию духов Chanel № 5 прошла в новом культурном центре в «Домике у причала» у Сидоровского канала. Этот старинный уголок Ораниенбаума, как отметили все присутствовавшие на лекции, как нельзя лучше напомнил берега Сены с ее старинными домами и печальными кораблями. Замечательное место у Сидоровского канала, где прошла лекция о Стравинском и Коко Шанель, исторически напитано театральным духом — когда-то здесь стоял городской театр, где выступали лучшие артисты императорских театров.
Уже после лекции воодушевленная публика осталась посидеть на террасе «Домика у причала». И за чашкой кофе подумалось: почему бы не провести здесь юбилейный праздник, посвященный Стравинскому и его творчеству? И название нашлось
В течение нескольких последующих после лекции встреч был создан оргкомитет фестиваля Stravinsky-Fest, куда вошли представители общественных организаций Ораниенбаума, директор краеведческого музея Юлия Кучук, журналист Евгений Захаров, председатель общественной организации «Калинка» Марина Ахромова, скульптор Николай Карлыханов, депутаты Иван Казаков и Владимир Журавлев, члены ВООПИК, работники культуры и бизнесмены. Координатором фестиваля стал Иван Казаков, который подготовил письма почетным гостям фестиваля. Музыкальную программу координирует Александра Ахромова. В работе оргкомитета фестиваля согласился принять участие президент ГМЗ «Петергоф» Вадим Знаменов и другие деятели культуры и искусства.
Оргкомитет считает, что территория вокруг «Домика у причала» должна иметь статус культурно-исторической зоны. Вполне реально воссоздать здесь городской летний театр, разбить сквер на берегу Сидоровского канала, установить бюст великого земляка. Или построить фонтан в стиле фонтана Стравинского на Елисейских полях в Париже.
Дата Stravinsky-Fest назначена на 9 сентября. Приглашаются все, кто ценит творчество великого композитора. Пусть этот сентябрь заполнит вакуум 130-летнего юбилея великого композитора!