Войска Рокоссовского блестяще реализовали план операции «Багратион». План предполагал окружение и разгром немцев в Белоруссии и прорыв вначале к Западному Бугу с захватом плацдармов, а затем по возможности — и к Висле, где предполагалось захватить и удержать плацдармы сильно севернее и южнее Варшавы, с которых после подвода новых сил, техники, боеприпасов и горючего впоследствии снова наступать.
Плана захватить Варшаву в этом наступлении не было. Чтобы город остался цел, его собирались захватить обходным маневром. Надо было, чтобы гитлеровцы сами отошли, опасаясь окружения… Так, кстати, в январе 1945 года и было сделано.
А в июле 1944-го в лесах Белоруссии оказались окружены войска группы армий «Центр». Как в Сталинграде. Почти. Дело в том, что в этих лесах за три года до этого, в июне 1941-го, потерянно бродили окруженцы, бойцы Западного фронта. И так же там же теперь бродили немцы — а ведь наши окруженцы сумели ценой своих жизней создать немцам на некоторое время серьезные сложности в снабжении войск, в результате немцам пришлось отвлекать с фронта на их уничтожение серьезные силы.
Теперь те же проблемы грозили РККА. Поэтому часть войск фронта, 65-я и 70-я армии были заняты уничтожением массы войск противника в лесах. А тем временем, не отвлекаясь на частности, 2-я танковая армия шла к последнему намеченному рубежу наступления. К Висле. Они дошли до Вислы в июле. Южнее Варшавы. И немедленно получили приказ: оставив на берегу для предотвращения неприятностей от немцев один танковый корпус, двумя корпусами с юга выйти к Варшаве и отбить у немцев предместье Варшавы Прагу.
Войска пошли вперед и дошли до Праги… Не учли лишь того, что немцы были твердо намерены не дать нашим войскам развивать успех. И смогли подготовиться. Возле Варшавы был сосредоточен ударный кулак из немецких танковых дивизий, в том числе танковых дивизий СС и пехотных.
1 августа 1944 года АК начало восстание в Варшаве. Восстание абсолютно неподготовленное. У командования АК было около 20 000 человек, не обладавших опытом боев вообще и боев в городе в частности (просто потому что такой опыт был в то время только у немцев и у РККА). У командования АК не было запасено оружия. Всего несколько сот карабинов, автоматов, чуть более тысячи пистолетов. На примерно 20000 бойцов, не имевших опыта боев в городе. Против немецкой армии, уже освоившей этот опыт и стянувшей к Варшаве мощные силы.
Если мы не будем считать организаторов восстания клиническими дураками, а признаем их теми, кем они и были — военными профессионалами, то вывод может быть только один: восстание имело шанс не быть подавленным,
Только Красная Армия могла спасти восставших, город и его жителей. Но Красная Армия даже не знала о начале восстания. Ей сообщить не удосужились.
2 августа немцы начали свой контрудар, и 2 же августа разведка фронта донесла, что в Варшаве происходит что-то непонятное. Вроде взрывы, вроде идут бои. Рокоссовский сам пробрался на один из НП 2-й ТА и наблюдал издалека клубы дыма над Варшавой.
Контрудар принес немцам локальный успех.
1 августа части вермахта отсекли 3-й ТК, отбив Радзимин и Воломин. Пути отхода корпуса были перехвачены в двух местах.
Однако коллапс окруженного корпуса не состоялся. 2 августа 8-й Гвардейский танковый корпус ударом извне проломил узкий коридор навстречу окруженным. Радоваться спасению окруженным пока было рано. Радзимин и Воломин были оставлены, а 8-й и 3-й танковые корпуса должны были обороняться от атакующих с нескольких сторон дивизий противника. В ночь на 4 августа в расположение 8-го
Рокоссовский был вынужден отдать приказ на переход к обороне. И спешно, бросив в тылу фронта недобитых немецких окруженцев, приказал 65-й и 70-й армиям двигаться на помощь 2-й ТА. На помощь Варшаве. Однако немцы предусмотрели такое развитие событий — и на 65-ю армию были обрушены фланговые удары немецких танковых дивизий.
Дивизии армии оказались в окружении, связь и управление штаб армии утратил. Возле Западного Буга был окружен и занял оборону корпус Плиева, его снабжали по ночам самолеты По-2. Прийти на помощь избиваемой немцами 2-й ТА было некому.