Для такого утверждения имеются кое-какие основания. Слухи о причастности Сальери к смерти Моцарта много лет отравляли его существование. Несколько раз Сальери прилюдно отвергал эту клевету. Но однажды, когда композитор попытался покончить жизнь самоубийством, его поместили в клинику для душевнобольных, тогда и появился новый слух: он сам сознался, что отравил Моцарта. Можно ли верить заявлению человека, у которого началось серьезное расстройство психического здоровья?
К настоящему времени существует несколько гипотез о причинах смерти Моцарта. В список отравителей попали жена композитора Констанца, у которой был роман с одним из учеников Моцарта, граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, некоторые кредиторы и франкмасоны (в 1784 года Моцарт стал членом Масонского ордена). Для каждой теории есть подтверждающие улики, но имеются и вопросы, на которые за давностью лет до сих пор нет ответов.
Дети, лишенные детства
Моцарт родился в 1756 году в Зальцбурге в семье известного музыкального педагога Леопольда Моцарта и его жены Анны Марии. Из семерых детей в живых осталось только двое: старшая сестра Мария Анна (Наннерль) и Вольфганг. Способности младшего сына к музыке отец определил очень рано. С трех лет он начал обучать мальчика игре на скрипке, клавесине, а впоследствии и на органе. Старшая дочь также очень хорошо играла на клавесине.
Отец очень серьезно и строго относился к музыкальному образованию своих детей. Они практически были лишены всех радостей детства. Когда Вольфгангу исполнилось 6 лет, Леопольд Моцарт организовал первые гастроли своих музыкальных вундеркиндов по Европе. Им предстояло посетить Мюнхен, Париж, Лондон и Вену. Публика принимала выступление детей с большим восторгом, удивлением и восхищением. Гастроли по Европе и выступления с концертами в крупных европейских городах стали неотъемлемой частью жизни семьи. Большая часть времени протекала в карете. Жизнь в постоянных скитаниях, дешевые отели, нерегулярное питание привело к тому, что здоровье маленького исполнителя и его сестры было подорвано с самого раннего детства.
Несколько раз, будучи в пути, Вольфганг серьезно заболевал. Его одолевала то ангина, то скарлатина, то ревматическая лихорадка, которая, кстати, перешла в хроническую форму и стала «неизменной спутницей» композитора до конца его жизни. В целях экономии денег Леопольд был главным и единственным лекарем заболевших чад. В его аптечке были два главных лекарства: «черный порох», в состав которого входили мелко перемолотые раковины устриц, слоновая кость, липовый древесный уголь, янтарь и олений рог, и маркграфский порошок, состоящий из десятка различных компонентов, в том числе корня пиона, омелы, папоротника, кораллов и прочих «целебных добавок».
Естественно, лечение тяжелых недугов такими медикаментами приводило к тому, что болезни юного дарования затягивались, и он чудом избежал смерти несколько раз. Несмотря на тяжелые болезни детей во время бесконечных переездов по Европе, безжалостный отец продолжал этот страшный марафон. В 1769 он привез детей в Вену, где в это время была эпидемия оспы. Вольфганг и Наннерль сразу же заразились опасной болезнью. Отец не придумал ничего лучшего, как лечить это заболевание все теми лекарствами. Мальчик бредил. Ничего не помогало. Но каким-то чудом дети и на этот раз выкарабкались. Шрамы от оспы навсегда остались на лице юных дарований.
Взрослая жизнь
В 1777 году отец и сын собрались совершить очередное турне по Европе, но оно не состоялось. Вместо этого Вольфганг вынужден был сопровождать тяжелобольную мать в Мангейм, где ей был прописан отдых. Это путешествие стало для молодого Моцарта первой отдушиной за многие годы тяжкого труда. Но ему опять не повезло. Он хотел развлечься, отдохнуть от рутины, однако денег на все не хватало. Плюс к тому же он опять заболел: простуда, головная боль, воспаленное горло. Как лечиться? Так, как это делал отец в подобных случаях. Он стал принимать «черный порох». Болезнь и на этот раз отступила, но с большим трудом.
В Мангейме Вольфганг встретил свою первую любовь — Алозию Вебер. К сожалению, она не оказалась взаимной, и юноша вернулся в Зальцбург, в дом отца. Но он не хотел долго оставаться в родном гнезде, ему хотелось уехать в Вену, где он видел больше возможностей для воплощения своих творческих идей. И тут произошло очень интересное событие, которое в корне изменило всю жизнь Моцарта. Он случайно встретил на улице свою первую любовь. Девушка приехала в Вену с семьей по рабочему приглашению. У нее была сестра по имени Констанца, в которую Вольфганг влюбился без памяти и сразу же сделал ей предложение. 4 августа 1782 года состоялось бракосочетание молодых в соборе Святого Стефана.
Взлет и падение
Музыка Моцарта стала необычайно популярной в Вене. Он был востребован, публика жаждала слышать все новые сочинения композитора. Финансовое положение семьи укрепилось. Молодые могли себе позволить снять дорогую квартиру в фешенебельном районе Вены. Период финансового благополучия продолжался около шести лет. Большие гонорары расходовались на наряды, приемы, всякие безделушки.
После роскошной жизни наступил спад: экономическое положение семьи стремительно покатилось под гору. Для этого имелись веские причины: венская публика, подобно капризной барышне, была непредсказуема в своих музыкальных вкусах, а супруги были очень расточительны и бездумно прожигали свои деньги.
Начиная с 1788 Моцарт обнаружил, что он не в состоянии содержать жену и своих детей. За девять лет супружества Констанца родила шестерых, четверо умерли в младенчестве. Супруги начали закладывать в ломбард все ценное, что имели. Иногда зимой у них не было денег, чтобы купить дрова для камина, тогда они с Констанцей начинали… танцевать, чтобы согреться. Моцарт неоднократно обращался с письмами к своим друзьям и покровителям с просьбой поддержать финансово его семью.
И без того плохое здоровье композитора стало ухудшаться. В его голову стала закрадываться мысль, что его кто-то отравил. Но он не имел никаких определённых мыслей по поводу того, кто это мог сделать. Его состояние было трудно объяснить: депрессия, слабость и безразличие ко всему.
Уже в 1791 году Моцарт все чаще оставался в своей постели. Доктор запретил ему работать и предписал полный покой. Для Вольфганга это был полный кошмар. В семье по-прежнему не было денег, и это еще больше угнетало его.
Продолжение следует.