Правила для всех одни, но стартовые возможности разные. Побеждают, как правило, мечтатели, такие как Спилберг, Земекис, Лукас, Кэмерон, Тарантино, Финчер. Люди, сызмальства бредившие кино, бегавшие наперевес с камерой и снимавшие все, что движется. Эти люди с детства впитывали в себя кинопроцесс, не позволяя злопыхателям отвлечь их от мечты.
Таким был и юный Кристофер Джонатан Джеймс Нолан, уроженец Туманного Альбиона, коему 30 июля 2012 стукнуло 42 года. И сегодня мало кто сомневается, что Нолан достоин быть упомянутым наравне с лучшими голливудскими режиссерами современности.
Рожденный в семье англичанина и стюардессы из Америки, Нолан до сих пор путешествует сразу с двумя паспортами, благо, что и гражданство у него двойное. Сам Нолан не раз признавался, что впитал в себя лучшее из двух культур, и до сих пор не уверен, какой страны в нем больше. По крайней мере, известный режиссер постоянно сбивается то на британский, то на американский акцент. Хотя изучал в университете именно английскую литературу.
История гласит, что свое решение стать кинематографистом семилетний Кристофер принял после просмотра «Звездных войн». Правда, будучи уже в сознательном возрасте и на пике славы, он признавался журналистам, что является большим фанатом творчества Стэнли Кубрика и Ридли Скотта. Неслучайно в числе его любимых картин, наравне с «Лоуренсом Аравийским» и «Китайским кварталом» значатся «2001: Космическая одиссея» и «Бегущий по лезвию». Влияние этих шедевров на фильмы Нолана велико и различимо без особых трудов. Но начинал режиссер отнюдь не с жанра фантастики (деньги в то время Нолану доставались нелегко), а с более бюджетного жанра криминального триллера.
А началось все с шести тысяч долларов, которые Нолан вложил в собственный сценарий. Лента называлась «Преследование» (1998) и, разумеется, была снята по принципу «с миру по нитке». В главных ролях — друзья или полупрофессионалы, остальная же работа неравномерно распределялась между самим Кристофером и его женой Эммой Томас, верившей в талант супруга с первых его робких шагов.
Нолан не только самолично снял «Преследование» в качестве оператора, но и монтировал конечный вариант. С долларами было туго, поэтому каждый дубль ценился на вес золота. Но старания окупились сторицей: картину заметили на фестивале в Сан-Франциско, а затем даже выкупили по бросовой цене для ограниченного показа. Не столько Нолан был рад прокату «Преследования», сколько тому, что благодаря этому ему удалось собрать несколько млн. долл. для своей следующей работы. И после выхода «Помни» режиссер, что называется, проснулся знаменитым.
За основу «Помни» Кристофер взял рассказ своего младшего брата Джонатана «Memento Mori». Учитывая, что сам текст был опубликован после выхода фильма в прокат, сценарий получил статус оригинального и именно в таком виде был номинирован на целую кучу престижных наград, начиная с Санденса и Сатурна и заканчивая Золотым Глобусом и Оскаром. Лента с бюджетом всего 9 млн долл. собрала в мире почти 40 и довольно быстро обрела культовый статус, укрепив позиции Нолана и добавив в ряды австралийских звезд Голливуда новое имя — Гай Пирс.
В чем, собственно, основная фишка «Помни»? Рассказ о главном герое перевернут с ног на голову, что связано с неспособностью Леонарда (Пирс) формировать долгосрочную память. Вооруженный фотоаппаратом «Полароид» и весь исписанный татуировками-памятками, Леонард восстанавливает свою жизнь по кусочкам, заглядывая все глубже в прошлое. Будучи жестким криминальным триллером, совсем не похожим на стебный стиль тарантиновского «Криминального чтива», «Помни» завораживает и запутывает зрителя с самого начала. На официальном DVD даже есть возможность посмотреть ленту в «нормальном» хронологическом порядке.
Следующая работа считается самой слабой в карьере режиссера. Оно и понятно, ибо, соблазнившись предложением продюсеров, Нолан неожиданно взялся за ремейк норвежского триллера
Картина вышла профессиональной, добротной, но совершенно не в нолановском стиле. Впрочем, на тот момент даже такого понятия еще не существовало. Поклонники «Помни» ждали от постановщика новых загадочных и изобретательных работ, а получили мейнстримовый продукт. Тем не менее «Бессонница» — только для Нолана считается неудачей. В целом триллер очень приличный, а дуэт Пачино и Уильямса — выше всех похвал.
Очередным фильмом Нолана мог бы быть рассказ о знаменитом эксцентричном миллионере Ховарде Хьюзе. Кристофер был одержим идеей снять биографию Хьюза и даже написал сценарий будущей картины, но, узнав, что аналогичным делом занят мэтр Мартин Скорсезе, отказался от своей затеи и переключился на новый виток приключений о Бэтмене. Интересно, что в своей последней ленте, «Темный рыцарь: Возрождение легенды», Нолан успел сравнить главного героя (миллионер Брюс Уэйн в исполнении Кристиана Бэйла) с затворником, явно ссылаясь на реальные факты жизни Хьюза.
Комикс о Бэтмене стал для Нолана «предложением, от которого нельзя отказаться». После того как франшиза Тима Бертона захлебнулась в неудачных сиквелах, сменив у руля нескольких актеров (Китон, Килмер, Клуни), студия Warner Bros. решила реанимировать комикс. И выбор после долгих переговоров продюсера Дэвида С. Гойера («Блэйд») и боссов Warner остановился на относительно неизвестном широкой публике режиссере. Новая версия приключений супермена в костюме летучей мыши вышла под заголовком «Бэтмен: Начало» в 2005 году и незамедлительно стала кинохитом года. Более того, критики и зрители однозначно оценили ленту Нолана выше, нежели чем все предыдущие попытки экранизаций, включая и знаменитого «Бэтмена» Бертона с участием Майкла Китона, Джека Николсона и Ким Бэсингер.
Вместе с Бэтменом в карьере Нолана начался новый период, ознаменовавший появление в Голливуде еще одного режиссера, способного перевернуть сознание аудитории. Но об этом поговорим уже в другой статье.