Исследователи выдвигают разные гипотезы о причинах, которые заставили жителей покинуть город: резкое потепление климата и, как следствие, уменьшение осадков, набеги кочевников, социальные потрясения или, может, эпидемия, но так и не сошлись в едином мнении.
С тех пор место оставалось покинутым полторы тысячи лет. Лишь с появлением сильного царства Иудея, в 10 веке до н.э. на месте Тель-Арада возобновляется поселение. Цари Иудеи стремились укрепить южную границу и распространить свое влияние на юг, далеко вглубь суровой пустыни Негев, к медным приискам возле Эйлатского залива. Для установления границы на самой кромке пустыни была возведена цепь пограничных укреплений. Арад эпохи Царей представлял собой крепость, возвышающуюся на холме-акрополе над руинами древнего города.
Толстые стены окружали крепость квадратом. Между двумя сторожевыми башнями были пробиты массивные ворота. Все это не позволяло взять крепость наскоком. А поскольку кочевые племена, обитавшие в пустыне, осадными тактиками не владели и древесины для сооружения осадных орудий не имели, укрывшийся за стенами крепости гарнизон чувствовал себя уверенно и безопасно.
Главная забота обитателей осажденной крепости — это источник воды. Для хранения воды в цитадели была выкопана подземная цистерна, куда вода поступала по подземному же водоводу. Вполне возможно, у водовода этого была двойная функция, и в мирное время по нему спускали воду в обратном направлении для полива окрестных полей.
Как это ни парадоксально звучит, раскопки небольшой, по сути, пограничной заставы, позволили снять покров тайны и предоставили материальные доказательства событий, произошедших в столице Иудейского царства, Иерусалиме, и описанных в Ветхом Завете.
Из Библии мы узнаем, что евреи, возглавляемые старейшинами-судьями, терпели притеснения от окружающих их народов: Амалекитян, Мединян и Фелестимлян. Судьи, стоявшие во главе каждого из израильских колен, не могли одним лишь своим авторитетом объединить эти племена в единый народ, с сильной армией и государственностью. Для эффективного войска нужны были железные колесницы — танки того времени. А для железных колесниц — царь, который взымал бы налоги и вел армию в бой. Сегодня бы сказали, что еврейским племенам не хватало вертикали власти.
И вот главы племен обратились к самому мудрому и авторитетному судье — Самуилу. «Поставь нами царя, чтоб судить нас как у всех народов». Самуил пытался отговорить свой народ от этого решения, пугая непосильными налогами, конфискацией земель в пользу казны и общим призывом: «И вы возопите в тот день пред вашим царем, которого вы избрали себе, и не ответит Господь вам в тот день». Но народ был непреклонен в своем желании.
Прислушавшись к народной воле, Самуил коронует и мажет на царство молодого Саула из малочисленного, но воинственного колена Биньяминова. С этого начинается полная интриг историческая драма, дающая фору любому сериалу. В конечном итоге на трон садится молодой и харизматичный Давид — воин и поэт, основатель династии, которая будет править Иудейским царством долгие пять столетий. Согласно пророчеству, Машиах — мессия, приход которого ожидают евреи, тоже будет потомком царя Давида. Иисус также был из дома Давида как через отчима — Иосифа Обручника, так и по линии матери Марии. А «Христос» — это не фамилия, как считают многие русские туристы, но буквально переведенный с иврита на греческий титул Помазанник («машиах»), что напрямую указывает: Иисус — из царской семьи.
Но дому Давида суждено было выполнить еще одну важную роль — объединить народ не только политически, но и религиозно. До установления централизованной монархии евреи справляли обряды и возносили жертвы Богу Единому, каждый в своей вотчине, причем зачастую рядом с жертвенником Творцу воздвигались храмы и возвышения: Баалу, Астарте, Молоху и другим ханаанским божествам. К этому моменту иудаизм представлял из себя почти полностью сформировавшийся монотеизм. Но к идолопоклонству отношение было как к запасному парашюту: «Конечно, мы веруем исключительно в единого Творца, но почему же на всякий случай и Баалу с компанией алтарь не поставить? С нас не убудет».
Даже сам Соломон, эталон мудрости и справедливости среди царей, не справился с искушением. С одной стороны, Соломон построил Храм — величайшее строение своего времени, украшенное золотом, серебром и драгоценным ливанским кедром. С другой стороны, царь, пойдя на поводу своих многочисленных жен-язычниц из соседних народов, прямо на соседней с храмом Масличной горе «устроил высоты, Астарте, мерзости Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской…»
Все эти события описаны в Ветхом Завете. Но поскольку праведные цари, правившие после Соломона, повелели истребить по всей стране жертвенники, высоты и дубравы идолопоклонников, то в самом Иерусалиме вряд ли можно указать на какие-то внятные останки древних капищ. Зато в самом центре крепости Арада, под слоем песка и пыли ученые обнаружили прелюбопытнейшую находку.
Это было сооружение, в котором исследователи без труда распознали храм. Причем строение этого провинциального храма полностью соответствовало описанию Храма царя Соломона. Подобно иерусалимскому Храму, храм в Араде состоит из трех залов: притвор (хацер), святилище (гейхал) и святая святых (двир). В первом зале располагается алтарь. Располагается именно там, где ему и следовало бы находиться по описанию в Библии. На вершине алтаря уложен круглый жертвенник из твердого камня. Кровь жертвенных животных не впитывалась в алтарь, а стекала по его твердой и ровной поверхности.
В районе Арада залежи кремневых пород не встречаются. Значит, этот тяжелый камень был специально доставлен издалека.
Но это еще не все. Когда археологи раскопали третий, самый маленький, зал, то есть Святая Святых, они нашли две стелы. Подобные стелы возводили язычники, чтобы отметить святые места. Евреи переняли эту традицию от соседей. В течение длительного времени и они устанавливали вертикальные полукруглые плиты, которые символизировали и абстрактного, вездесущего еврейского Бога, и одновременно местных божков. Подобные плиты сохранились в религиозном сознании западного мира в виде скрижалей завета.
В Арадском храме археологи обнаружили не один жертвенник и не одну стелу, как ожидали, а две стелы и два жертвенника! Как стелы, так и жертвенники были явно несимметричными и разной высоты. Это было символическое изображение небесной пары: мужского и женского божеств!
Божественная пара — обычные персонажи языческих религий. Баал и Астарта, Осирис и Изида, Зевс и Гера символизируют единство земли и неба, дожди и плодородие.
Оказывается, и еврейский Бог до полного становления монотеизма тоже имел жену! Археологи даже могут назвать ее имя. В поселении Кунтиллет Аджруд на Синае они нашли керамические сосуды. На сосудах были изображены мужская и женская фигура и надпись: «Яхве и его Ашера».
Очевидно, жители глубинки и солдаты пограничного гарнизона вдали от столицы еще долгие годы продолжали молиться и приносить жертвы в своем маленьком храме. При этом они нарушали и запрет многобожия, и запрет на жертвоприношения где бы то ни было, кроме главного храма.
Спустя пару столетий благоверный царь Иосия провел религиозную реформу и перестал закрывать глаза на самодеятельность на местах. По его приказу все капища были срыты, а культ единого Бога полностью сконцентрировали в Иерусалиме. В ответ на это местные жители глубоко вздохнули и принесли последнюю жертву Богу и его Госпоже. Но разрушать свой храм они не стали. Только почтительно засыпали его песком.
Именно это и обнаружили археологи. Арадский храм не был разрушен, сожжен или осквернен, как это обычно случается при иноземном захвате. Оно и понятно. Вдруг завтра начальству снова блажь в голову придет? Прикажут они молиться на прежних местах. А у нас все готово. Вот он, храм, только песочек отряхни!
Но проходили годы, сменялись правители, возносились и разрушались государства. Ассирийцы, вавилоняне, греки и римляне проходили чередой. Пыль веков похоронила крепость. И если бы не археологи со своими лопатами и кисточками, никто так бы и не узнал, что у Творца и Отца всего сущего была когда-то жена, и звали ее Ашера.