Кому посвящается «А зори здесь тихие…»?

Реклама

В 1941 году Борису Васильеву было всего семнадцать. Ушел он на фронт добровольцем, прошел всю войну, воевал в воздушно-десантных войсках, своими глазами он видел ту самую войну, которая ломала жизни, калечила судьбы, оставляла детей без родителей в голоде и нищете.

В 1969 году Б. Васильев написал повесть «А зори здесь тихие…». В 1972 режиссер Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Васильева. С тех пор из года в год 9 мая миллионы зрителей с замиранием сердца смотрят фильм, который вызывает чувство боли и стыда, сочувствия и гордости, страха и отчаяния.

«Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями. Я не имел морального права написать первую свою книгу о чем-то другом. Я просто был обязан рассказать людям о том, что мы пережили и испытали, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу». —

Реклама
так говорит Борис Васильев.

Автор повести и режиссер фильма прошли этот долгий путь сами, и я думаю, что целью их было показать не саму войну с миллионами смертей, а то, как погибает каждый человек в отдельности. Как умирает душа, рушатся надежды, ломаются судьбы.

Кинорежиссер Станислав Ростоцкий знает героев в лицо, и тех самых девчонок, которым еще не успело исполниться двадцать. Тех, кому судьбой предписано своей красотой сводить мужчин с ума, кружить голову, рожать детей, проявлять заботу, быть милосердными… А они? Они — добровольцы, со школьной скамьи ушедшие на фронт. Туда, где брат, отец и муж, — помогать им, защищать, закрывать от осколков.

Ведь на войне убивали не только мужчин — защитников Родины, но и женщин, и детей, и стариков. Война безжалостна, она нарушает все законы человечества, законы природы. Война совершает преступление против личности, против жизни, против всего живого.

Реклама

Самого Ростоцкого от смерти спасла именно медсестра, которая вытащила его раненного с поля боя и пронесла несколько километров на руках. Ей он и посвятил эту картину, которую она, увы, не увидела.

«Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род, — Ростоцкий объяснял, что каждый мужчина должен был зарыдать, увидев, какая красота погибла.

Как пять девчонок, только-только научившиеся держать в руках оружие, могли противостоять отряду фашистов? Только ценой собственной жизни. Недолюбившие и недожившие, потерявшие там, на поле боя возможность выжить и осуществить свою мечту, познать себя, стать чьей-то женой и мамой. Стать не просто женщиной, погибшей на фронте, а родной, любимой, единственной. Их жизни унесла жестокая война, смешав чистоту девичьей души с болотом, кровью на земле и страхом в глазах.

Реклама

«Когда фильм вышел на экраны, многие не обратили внимания на его главную идею. А она заключается в центральной фразе картины: «На таком-то фронте ничего существенного не произошло…». Мы не раз ее слышали по радио.
Она звучит и в моей картине, но звучит для того, чтобы сказать: «Да, конечно, ничего существенного не произошло, но шесть прекрасных людей погибли».

Все, что мы можем сделать для них в благодарность за нашу безоблачную жизнь сегодня — помнить и гордиться, благодарить и любить. Ведь те, кого любят, не умирают, а вечно живут в наших сердцах.

Реклама