Несмотря на то, что наш герой родился 21 июля 1948 г. в Лондоне, внешне он совсем не походил на англосакса. Его мать была шведкой, но и от скандинавов мальчику ничего не перепало. Зато кровь отца — киприота греческого происхождения — проявилась во всей красе. Звали мальчика соответственно — Стивен Деметр Георгиу.
Стивен быстро понял, что его призвание — музыка. Он сразу решил, что «чем разучивать чужие композиции, проще сочинять собственные» и уже с 16 лет выступал в фолк-клубах с собственным репертуаром под псевдонимом Стив Адамс. Спустя два года его талант оценил продюсер, и парня быстренько встроили в обойму поп-музыки. Тогда же Стивен очередной раз сменил имя и стал называться Кэт Стивенс (Cat Stevens). По легенде словечко «Cat» (т.е. «Кот») появилось благодаря его подружке, сказавшей, что у Стивена «кошачьи» глаза.
Уже первый сингл Кэта — «I Love My Dog» — попал в Битанский Топ-30, а второй — «Matthew and Son» занял уже вторую строчку хит-парада, вытеснив песню TREMELOES «Here Comes My Baby», которую… тоже написал Стивенс. Успех ждал и первый альбом, а вот второй неожиданно провалился. Кэт даже продал свою песню «The First Cut Is the Deepest» («Первая рана — самая глубокая») американской певице
В целом же дела юноши шли неплохо до тех пор, пока будничная жизнь поп-звезды («много курил, забывал поесть, совершенно не следил за собой») не привела его в 1968 г. в больницу с диагнозом «туберкулёз». Долгое время Стивенс подозревал, что врачи скрывают от него истинное положение дел, и мысленно готовился к скорой смерти. А перед лицом смерти всегда возникает желание переосмыслить свой жизненный путь.
В результате Стивенс прочёл много книг, увлекся религиями, стал вегетарианцем и, конечно, активно писал песни — как всегда мелодичные и красивые, но теперь с осмысленными текстами.
Из больницы он вышел другим человеком — бородатым, духовно богатым и с четырьмя десятками песен под мышкой.
Стивенс сменил продюсера и радикально изменил саунд композиций, вернувшись к фолк-року. Вместо богато оркестрованных поп-боевиков он начал записывать камерные композиции под акустическую гитару и с минимумом аранжировки. И хотя первый альбом, записанный после болезни — «Mona Bone Jakon» (1970) — и не попал в чарты, одна композиция с него произвела на слушателей большое впечатление и прославила имя Стивенса в США, где заняла 8 место.
Песня «Lady D’Arbanville» звучала как средневековый мадригал, но посвящалась вполне современной девушке по имени Патти Д’Арбанвиль — начинающей модели и актрисе, с которой Стивенс познакомился на какой-то богемной тусовке. Отношения этой пары продлились около двух лет, но никогда не были постоянными. Патти — барышня молодая и ветреная — особого значения им не придавала, постоянно была в отъездах и, говорят, крутила роман с Миком Джаггером. Чувствительный Кэт страдал и однажды в порыве вдохновения сочинил проникновенную балладу в духе «Аннабель Ли» Э. По, где пел о «леди Д’Арбанвиль», как об… умершей.
Патти Д’Арбанвиль:
«Стивен написал эту песню… когда я отправилась в Нью-Йорк. Я уехала на месяц, это же не был конец света, правда? Но он написал — „Леди Д’Арбанвиль, отчего ты спишь так тихо“. Эта песня — об умершей. То есть, пока я была в Нью-Йорке, для него я словно бы лежала в гробу… Это печальная песня. …Я заплакала, когда услышала ее, потому что поняла: между нами навсегда все кончено».
Всё было действительно кончено, хотя напоследок Кэт посвятил Патти ещё одну печальную песню — песню расставания, где он отпускает любимую, но предупреждает, что реальный дикий мир более жесток, чем кажется. Как это нередко было со Стивенсом, песня «Wild World» снискала успех не только в его исполнении, но и принесла места в хит-парадах таким исполнителям, как MAXIE PRIEST (в 1988 г.) и MR. BIG (в 1993 г.). Большинство наших слушателей до сих пор думают, что авторство «Дикого мира» принадлежит МИСТЕРУ БИГУ.
Мелодия «Wild World» оказалась настолько заразительной, что постоянно угадывалась то тут, то там… В 1987 г. некто Джонатан Кинг подал в суд на известный поп-дуэт PET SHOP BOYS, заподозрив, что вступительная мелодия их хита 1987 г. «It's A Sin» содрана с «Дикого мира». А спустя два десятка лет Диме Билану вручили «Серебряную калошу 2008» по тому же поводу, усмотрев отзвуки «Wild World» в песне «Believe Me» (желающих сравнить приглашаю прочесть 1-й комментарий к статье — там много интересного).
«Wild World» вышел на альбоме «Tea for the Tillerman» (1970), альбом попал в хит-парад США. Туда же попали и следующие 4 альбома Кэта Стивенса. Но гигантские доходы не заставили его погрязнуть в роскоши, наркотиках и голых девках (большую часть денег Кэт сразу стал перечислять в Детский Фонд ЮНЕСКО и другие благотворительные организации). Внутренней гармонии деньги тоже не приносили. А тут ещё смерть снова показала своё лицо. В 1975 г., находясь в Малибу, музыкант чуть не утонул и, как это часто бывает, в критический момент взмолился:
Бог его просьбу выполнил, а Кэт в ответ занялся активным богоискательством. Как это водится, перебрал по пути весь мистический ширпотреб европейца — астрологию, карты Таро, нумерологию, пока наконец не прочёл Коран.
Священная книга произвела на него неизгладимое впечатление. В 1997 г. Кэт официально становится мусульманином и меняет имя на Юсуф Ислам. «Юсуф» — так называлась сура Корана, произведшая на музыканта наиболее сильное впечатление.
Кэт Стивенс:
«Я начал плакать и я понял, что это не слова человека, это слова Бога. …Лишь прочтя Коран, я начал кое-что понимать об исламе — именно о нём, а не о тех националистического толка предрассудках, что сложились в отношении ислама в средствах массовой информации».
Хотя в мечети новообращенному Юсуфу и сказали, что музыкой заниматься можно (с понятными ограничениями — не петь про всякое нечистое), Стивенс в неофитском пылу решил порвать с поп-музыкой. В 1979 году он дал последний концерт и даже обратился к рекорд-компании с просьбой не распространять его записи. Компания, понятное дело, отказала, тогда Юсуф стал почти все свои доходы от записей использовать на благотворительность. Он строил в Британии мусульманские школы, помогал жертвам голода в Африке и Азии, пострадавшим боснийцам, спасал британцев-мусульман, попавших «под раздачу» во время войны в Ираке.
В демократическом мире к деятельности Юсуфа отнеслись не очень демократично. Сначала возник скандал, когда Юсуф поддержал приговор, вынесенный мусульманским миром Салману Рушди — автору «Сатанинских стихов». Затем его заподозрили в связи с ХАМАСом и депортировали из Израиля. Затем не пустили и депортировали из США по подозрению в поддержке террористических организаций. Разборки по поводу Юсуфа велись между Британией и США на госуровне, при этом никаких доказательств американская госбезопасность так и не предоставила. Забавно, что в том же 2004 г. Юсуф получил «Премию Мира» из Фонда Горбачева.
А тем временем Юсуф Ислам потихоньку возвращался в мир музыки и записал в 2006 г. новый альбом. Зазвучали и старые хиты. Так на концерте в ЮАР, посвященном борьбе со СПИДом, он исполнил «Wild World» вместе с хором зулусов. Некоторые из старых хитов он кардинально изменил. По признанию Юсуфа, его жена Фузия Али — женщина ревнивая и песню «Lady D’Arbanville» ненавидит. Поэтому он взял и написал на ту же мелодию новый текст под названием «Angel of War» («Ангел Войны»).
Переводчик Дмитрий Пучков:
«В сериале „Californication“ есть отличный момент: главного героя просят забрать домашнее животное, которое называют Cat Stevens. Герой прибывает на место для забора кота, но внезапно обнаруживает, что на самом деле Cat Stevens — собака, которую зовут в честь знаменитого исполнителя.
Герой зовёт пса — „Кэт Стивенс, ко мне!“ Пёс не идёт. Тогда герой зовёт собаку иначе: „Ислам Юсуф!“ И пёс мчится к нему. Пример добротной непереводимой шутки».