Как это происходит? Счёт месяцев ведётся по Луне, а счёт годов — по Солнцу. В идеале начало каждого месяца должно совпадать с новолунием.
Известно, что лунный год (354 дня) короче солнечного года (365,5 дней) более чем на 11 суток. Поэтому время от времени приходится вводить добавочный 13-й месяц к каждому году, когда накапливается 30 и более дней разницы. Год с 13 месяцами считается високосным.
Первый такой лунно-солнечный календарь был составлен в Древнем Вавилоне где-то в III тысячелетии до нашей эры. Со временем этот календарь послужил прообразом при разработке календарных систем многих народов Передней Азии.
Находясь в вавилонском плену (586−539 годы до нашей эры), древние иудеи познакомились с лунно-солнечным календарём. Обобщив опыт египтян и вавилонян, они создали свой лунно-солнечный календарь. На основе точного расчёта високосных лет был выстроен так называемый «секрет прибавления» дополнительных месяцев. Впервые эта система была обнародована в 359 году нашей эры Гиллелем Вторым.
В настоящее время лунно-солнечный календарь принят в государстве Израиль.
По какому же принципу рассчитываются високосные годы в таком календаре?
В основе еврейского календаря лежит 19-летний цикл, который называется у евреев «махзор» («кругооборот; цикл, период»). Он содержит 7 високосных лет (по 13 месяцев), которые называются «ибур» («оплодотворение; добавление месяца»).
Именно наличие 7 високосных лет в каждом 19-летнем цикле обеспечивает через каждые 19 лет возврат к тем же звёздным координатам, а также «плавающую» привязку еврейских праздников к временам года.
Вставка 13-го месяца производится в високосные годы, которые приходятся на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы цикла. Эта последовательность лет нам с вами ещё понадобится. Поэтому запомните её хорошо.
А теперь перейдём к музыке.
Вряд ли в современном обществе найдётся человек, который не знает следующие названия: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Эти названия соответствуют звукам, которые извлекаются при нажатии на белые клавиши фортепиано. Это основные ступени музыкального звукоряда.
Весь музыкальный звукоряд делится на октавы. Началом октавы принято считать звук ступени «до». Каждая октава делится на 12 равных частей — полутоны. Такой музыкальный строй называется «темперированным строем».
Тот, кто видел фортепианную клавиатуру, конечно, обратил внимание на то, что между белыми клавишами расположены также и чёрные клавиши. Хотя встречается в каждой октаве и по две пары белых клавиш, между которыми нет чёрных.
Так вот, между звуками любых двух соседних клавиш (считая чёрные) образуется расстояние полутон — наименьшее расстояние по высоте в 12-звуковом темперированном строе. Два полутона составляют целый тон.
А теперь давайте рассмотрим музыкальные расстояния между основными ступенями звукоряда. Между белыми клавишами «до» и «ре» находится целый тон, так как между ними имеется чёрная клавиша. То же самое мы наблюдаем и между белыми клавишами «ре» и «ми», «фа» и «соль», «соль» и «ля», «ля» и «си». А вот между белыми клавишами «ми» и «фа», «си» и «до» расстояние всего полутон, так как между ними нет чёрной клавиши.
Таким образом, в последовательности от звука «до» одной октавы до звука «до» следующей октавы мы наблюдаем следующие соотношения: «до» — тон — «ре» — тон — «ми» — полутон — «фа» — тон — «соль» — тон — «ля» — тон — «си» — полутон — «до». То есть, структуру этой последовательности можно выразить так: 2 тона — полутон — 3 тона — полутон.
Именно по такой структуре образуется мажорная гамма.
Некоторые читатели могут задать мне вопрос: «А к чему нам этот урок музыкальной грамоты?»
Всё дело в том, что мажорная гамма полностью соответствует 19-летнему циклу еврейского лунно-солнечного календаря.
Порядок этих лет соответствует последовательности интервалов между звуками мажорной гаммы. Разрыв в два года соответствует интервалу в целый тон, а разрыв в один год — интервалу в полутон.
Звук «до» соответствует 19-му году цикла.
Так как между звуком «до» и звуком «ре» находится целый тон, отсчитываем два года (1-й и 2-й).
Нота «ре» соответствует 3-му году цикла.
Так как между звуком «ре» и звуком «ми» находится целый тон, отсчитываем два года (4-й и 5-й).
Нота «ми» соответствует 6-му году цикла.
Так как между звуком «ми» и звуком «фа» находится полутон, отсчитываем один год (7-й).
Нота «фа» соответствует 8-му году цикла.
Так как между звуком «фа» и звуком «соль» находится целый тон, отсчитываем два года (9-й и 10-й).
Нота «соль» соответствует 11-му году цикла.
Так как между звуком «соль» и звуком «ля» находится целый тон, отсчитываем два года (12-й и 13-й).
Нота «ля» соответствует 14-му году цикла.
Так как между звуком «ля» и звуком «си» находится целый тон, отсчитываем два года (15-й и 16-й).
Нота «си» соответствует 17-му году цикла.
Так как между звуком «си» и звуком «до» находится полутон, отсчитываем один год (18-й).
И снова нота «до», которая соответствует 19-му году цикла.
Какие же високосные годы содержатся в еврейском лунно-солнечном календаре? Это 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы.
Как видите, полное совпадение.
Таким образом, каждый високосный год еврейского лунно-солнечного календаря может называться своей нотой.
И всё-таки изначально жизнь была задумана в мажоре!