Ещё через несколько дней на ночном небосводе сияет полный диск Луны, который спустя определённое количество дней снова превращается в полукруг, а затем — в узкий серп. А потом Луна совсем исчезает с ночного неба.
Такие переходы были впоследствии названы фазами Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Промежуток времени между двумя одинаковыми лунными фазами получил название лунный (синодический) месяц, который первоначально определялся в 30 дней. Позже было установлено, что в лунном месяце примерно 29 с половиной суток.
Вам никогда не казалось странным, что у нашего ночного светила два названия? Причём это явление свойственно не только русскому языку (Луна — месяц), но и многим другим языкам. Например, в греческом языке («мэнэ» — Луна, «мэн» — месяц), в английском языке («moon» — Луна, «month» — месяц).
В связи с тем, что движение Луны вокруг Земли осуществляется по эллиптической орбите, а также усложняется и силой притяжения Солнца, реальная продолжительность лунного месяца находится в пределах от 29 дней 6 часов 15 минут до 29 дней 19 часов 12 минут. Поэтому в настоящее время применяется средняя продолжительность лунного (синодического) месяца, равная 29 дням 12 часам 44 минутам 2,8 секунды среднего солнечного времени, или 29,53059 средних солнечных суток.
Лунный месяц имел большое значение в календарях многих древних народов: вавилонян, китайцев, индийцев, евреев и ряда других.
Следует отметить, что даты еврейских праздников отмечаются по лунному календарю. Для этого необходимо было учитывать длительность лунных месяцев, и точно знать, какой день в лунном календаре сегодня. С точки зрения еврейского закона Галахи, очень важно было правильно определить день новолуния («молад» — рождение), когда «рождается» новый лунный свет.
Уже в начале нашей эры древние иудеи обладали способом определения точного значения величины лунного месяца.
Впервые расчёт лунного месяца встречается в еврейском Талмуде в трактате, посвящённом еврейскому новому году (трактат Рош га-Шана, ВТ, лист 25а). Рабан Гамлиэль заявил своим соплеменникам:
«Не появляется новая луна прежде двадцати девяти с половиной дней (двенадцати часов) и двух третей часа, и семидесяти трёх частей».
Хочу напомнить читателям, что еврейский час делился на 1080 частей («халакИм»), а каждая часть («хЭлэк») — на 76 мгновений («рэгаИм», «рЭга» — мгновение).
А теперь давайте пересчитаем слова рабана Гамлиэля, приведённые в Талмуде.
У нас уже имеется 29 суток и 12 часов, то есть 29,5 суток.
Две трети часа составляют 720 частей («халаким»). Делим 1080 на 3 и умножаем на 2.Реклама
Прибавляем к этому числу ещё 73 части. Получается 793 части: 720 + 73.
Определяем, какую часть часа составляет это число. Разделим 793 на 1080 (количество частей часа) и получаем 0,734259 часа.
Теперь определим, какую часть дня составляет это время. Для этого разделим 0,734259 на 24 (количество часов в сутках). Получаем 0,03059 суток.
Прибавим это число к 29,5. Получаем следующее число: 29,53059 суток.
Как видите, это число из Талмуда полностью совпадает с числом, приведённым в начале статьи. Спрашивается: как могли люди в то время так точно рассчитать значение лунного месяца?
Справедливости ради, стоит привести ещё два интересных факта.
Птолемей в «Альмагесте» приводит точно такое же значение для длительности синодического месяца. А Птолемей, как считают современные ученые, сведения черпал из несохранившегося звездного каталога Гиппарха.
Клинописная таблица ACT 122, найденная в Вавилоне, состоит из нескольких колонок, которые дают движение Солнца и Луны, время и величины затмений. Седьмая колонка содержит длительность лунных месяцев, а их среднее составляет 29;31,50,8,20 суток, что как раз соответствует длительности синодического месяца иудейского календаря, записанного в 60-ричной системе исчисления. На нижнем ребре таблицы записано имя вавилонского астронома Киддину.
Вот такая история о вычислении продолжительности лунного месяца.