Сарматы — это общее название нескольких племен кочевников. Так, языги и роксоланы жили в Северном Причерноморье, аорсы и сираки — между Азовским и Каспийским морем, аланы — в Причерноморье, низовьях Дуная и доходили до Кавказа. Себя они называли «савроматами», язык был похож на исковерканный скифский, период владычества в степях — с IV в. до н. э по IV н.э. Об их происхождении историки спорят до сих пор.
Древнегреческий историк Геродот описал такую легенду. Однажды греки везли на трех кораблях пленных амазонок, но они перебили своих захватчиков. В море начался шторм, и корабль выбросило на берег. Амазонкам удалось спастись, они нашли лошадей и начали грабить скифские земли. Скифы не могли понять, откуда появились пришельцы, и вступили в бой. Когда они увидели, что борются с женщинами, то начали переговоры и впоследствии предложили им выйти замуж. Девушки согласились, но заявили, что им сложно будет жить в скифском обществе, потому что они не умеют делать женскую работу и заниматься хозяйством. Они предложили своим мужьям уйти на новые земли за реку Танаис (Дон).
Таким образом, согласно преданиям, появились сарматы — воинственные племена, которые наводили ужас и панику на соседние народы, потому что противостоять их грозному натиску стоило огромных усилий. Но в этом воинственном обществе женщины всегда занимали высокий статус и пользовались широкими правами, а также участвовали в битвах наравне с мужчинами.
Греческие историки сообщали о том, что сарматские женщины носили мужскую одежду, ездили верхом, охотились, стреляли из лука и мастерски владели оружием. Девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага. Если она не могла этого сделать, то долгое время оставалась незамужней. В некоторых источниках упоминается обычай, когда некоторые женщины, наподобие амазонок, даже отрезали себе правую грудь, чтобы быть сильнее в бою. Но после замужества они обычно занимались воспитанием детей и хозяйством и выступали в поход только в случае крайней необходимости.
Родовые кладбища часто создавались вокруг захоронения влиятельной сарматки. Например, археолог Б. Граков еще в 1928 году обнаружил 11 курганов вокруг захоронения жрицы, в котором было найдено красное каменное блюдо. Он сделал выводы, что у сарматов был культ предков и почитали они женщину-прародительницу. Обычно жрицы были хранительницами культа огня и солнца, почитали богиню плодородия. В могилу, помимо ювелирных украшений и предметов быта, также клали оружие, в основном стрелы, реже — мечи. Среди всех раскопанных курганов примерно 20% составляли захоронения «вооруженных» женщин. Это говорит о том, что женщины в основном были лучницами.
Греческие историки упоминали о сарматской царице Амаге. Ее муж, царь Медосак, увлекся питьем хмельного меда и вскоре забросил управление своей державой. Царица сама занималась государственными делами, руководила войском и ходила в военные походы. Когда скифы напали на Херсонес, то жители осажденного города обратились за помощью к Амаге. За одну ночь вместе со своими воинами она проскакала 200 километров, убила скифского царя, а власть передала его сыну.
Но, несмотря на свою воинственность, сарматки все-таки оставались настоящими женщинами: они любили красивые наряды и украшения. Ученые во время раскопок часто находили одежду из дорогой ткани. Обычно это были шаровары и длинные платья, стянутые поясом и скрепленные фибулами, украшенные бирюзой, эмалью, золотыми бляшками, вышивкой золотом и бисером. Обувь была остроконечной и тоже богато украшенной. Наряд обычно дополняли бусы, браслеты, диадемы, серьги, кольца. В Николаевской области был раскопан курган, в котором нашли пурпурную ткань с золотой вышивкой, на которой, кроме орнаментов, были изображены капители, колонны, веточки оливы.
Вот такими были женщины в старые времена. Потом началось великое переселение народов, и сарматы смешались с другими народами: как кочевыми, так и оседлыми славянскими племенами. Но кто знает, возможно, их сила и энергия передалась потомкам через многие века?