За примерами далеко бежать не надо. «История игрушек» и «Тачки» дадут вам совет, как завести друзей и заставить всех улыбаться. «ВАЛЛ-И» и «Вверх» исповедуют тему одиночества, вселенского иль старческого. А «В поисках Немо» настырно ковыряется в проблеме отцов и детей. Как, собственно, и новейшая работа — совместный проект Pixar и Disney — фэнтези «Храбрая сердцем», получившая свое название вслед за историческим блокбастером опального Гибсона. За тем лишь исключением, что вместо рыбы-отца, ищущего в мировом океане своего сына, мы имеем рыжеволосую чертовку и ее мать, чьи отношения тоже требуют вдумчивого психоанализа.
…Самая обычная шотландская семья — одноногий король, его симпатичная жена-королева и четверо детей, включая одну своенравную огневолосую девочку и трех невообразимо хулиганистых близнецов дошкольного типа. Жили они, поживали, пока неожиданно не опомнились: принцесса Мерида подросла и пора ее выдавать замуж. Благо, что претендентов на сие теплое место — хоть попой кушай. Да и политически такое решение оправдано всецело. Кланов много, междоусобицы всякие, ни к чему это. Пущай меткий глаз и верная рука определит счастливчика средь одинаково неформатных кандидатов в мужья.
Однако девчонка — вырви глаз. Ей приключения и свободу подавай, а не тесные брачные узы. Папаше-балагуру такой расклад вполне понятен, ведь именно он воспитывал дочь по образцу и подобию своему. А вот королева-мать недовольна Меридой: не так сидит, не так бокал держит и манер царских не приемлет. Занудные увещевания того и дело перерастут в ссору, да и повод замечательный есть. Ведь женихи-то понаехали, а невеста так и норовит слинять. В общем, до драки дело не дошло, но поцапались мама и дочка знатно. И Мерида ускакала в лес.
А в лесу том, между прочим, ведьмочка дряхлая жила. То есть по дереву резчица, но это не суть важно. Проблему Мериды она поняла и за скромную мзду испекла ей кекс волшебный. Для мамы. Чтобы, наконец, судьбу изменить, да от замужества отвадить. Но кекс то ли подгорел, то ли не поднялся, и королева действительно начисто забыла о дочке. Ибо превратилась в медведицу. И с рассветом второго дня рискует в теплой шубе остаться навечно. Теперь у Мериды одна забота: как вернуть все на свои места, да побыстрее…
Пиксаровский подход, как, впрочем, и диснеевские шаблоны, видны невооруженным взглядом. Хотя глаза как раз вооружить придется, ибо мультик, само собой, демонстрируется в 3D. Пока еще «в том числе», но не ровен час и трехмерность станет единственно возможным форматом для компьютерной анимации.
Если быть откровенным, то Дисней своего напарника авторитетом-то придавил. Начисто. Потому как от глубокомысленности пиксаровских эскапад и метафор «Храбрая сердцем» свободна аки ветер. Тяга к упрощению собственного стиля была видна уже на вторых и абсолютно ненужных «Тачках», коими студия потчевала аудиторию в прошлом году. Печальное зрелище, ибо именно стиль подачи материала отличал студию от множества конкурентов по жанру, среди которых не только Дисней, но и DreamWorks («Шрек», «Мадагаскар»), и Universal («Лови волну!»). Темная сторона совместного предприятия — дохнет тот, кто слабее.
Не будем кривить душой, Дисней тоже кое-чем пожертвовал. Во-первых, типичной легкостью рассказа. Во-вторых, дедовским способом рисования. В-третьих, забавными персонажами-сателлитами, типа попугаев, хамелеонов, крабиков и иже с ними. Но это, скорее, минус, чем плюс, ибо «Храброй сердцем» отчаянно не хватает ироничности и второго плана. Оно приятно, когда главные герои переходят на стеб, но смотрится сие как попытка наверстать упущенное.
Сюжет больше перенял от «большого брата» и традиционно прямолинеен аки стрела Мериды. То есть с первых минут ясно, что сначала все будут ссориться, затем претерпевать лишения, а в концовке радостно мириться и брататься, уходя на закат. По этому лекалу снято 95 процентов мультиков Диснея, что ни хорошо, ни плохо. С одной стороны, предсказуемость на корню убивает всякий смысл просмотра для взрослых, с другой — можно без оглядки брать с собой в кино отпрысков. Впрочем, в «Храброй сердцем» все-таки есть пара кадров, для детей не сильно удачных. Хотя нынешнее подрастающее поколение, с младых лет сидящее в социальных сетях, уже вряд ли чем-то удивишь.
Персонажи колоритные, но в меру. Рыжеволосая девушка-огонь Мерида напомнит зрителю всех диснеевских красавиц разом, начиная от Русалочки и заканчивая Рапунцель. Мама весьма уныла в человеческом обличье и невероятно забавна в медвежьей шкуре. Но самым удачным получился папашка-король и его вассалы. Это сборище мужиков в юбках, собственно, единственная достойная причина для последующего пересмотра мультфильма в домашней обстановке. Увы, на этом все. Никаких тебе симпатичных говорящих зверушек (вороненок на подтанцовке в ведьминой избушке — слишком уж сиюминутное камео). Вместо них авторы подключили троицу рыжих сорванцов, но те лишь булочки тоннами воруют и особой роли в сюжете не играют.
С чем в «Храброй сердцем» однозначно плохо, так это с шутками юмора. И тут винить надо обе студии, ибо мастерами доводить публику до колик нынче считаются DreamWorks Animation, чьи мультики одинаково удачно совмещают и взрослые скетчи, и детские забавы. В нашем случае классическая история лишь скромно приправлена комедийными моментами.
Вот так и вышло, что Pixar потеряла лицо. Бонусом перед основным мультфильмом демонстрируют две короткометражки — диснеевскую «Рапунцель: Счастлива навсегда» и пиксаровскую «Луну». И сразу видно, откуда растут ноги, а откуда их оторвали. Перед нами абсолютно ровный, стерильный проект. Булка без изюма. Послевкусие соответствующее. Вроде что-то пожевал, но хочется заесть.