Иван Каляев и революционный террор, или Что бы сказала святая Елизавета Федоровна?

Реклама

Поиск ответов на мучающие вопросы в нелегкий для России период истории привел Ивана Каляева в партию социалистов-революционеров (эсеров).

Будучи еще беспартийным, он писал такие стихи:

Христос, Христос! Слепит нас жизни мгла.
Ты нам открыл все небо, ночь рассеяв,

Реклама

Но храм опять во власти фарисеев.
Мессии нет — Иудам нет числа…
Мы жить хотим! Над нами ночь висит.
О, неужель вновь нужно искупленье,
И только крест нам возвестит спасенье?..
Христос, Христос!.. Но все кругом молчит.

Каляев стал членом Боевой организации эсеров, которая в начале прошлого века осуществила ряд громких политических убийств.

Наиболее дерзкое из них произошло 4 февраля 1905 года. В этот день Иван Каляев должен был бросить взрывное устройство в карету великого князя Сергея Александровича. Первоначально теракт готовился на 2 февраля. Однако когда в этот день вечером Каляев бросился к карете и уже поднял руку, чтобы бросить снаряд, он вдруг увидел, что рядом с великим князем в карете находится его жена — великая княгиня Елизавета Федоровна — с двумя детьми.

Реклама

Каляев не стал бросать бомбу и пропустил карету. Объясняя потом свой поступок, он скажет сотоварищам по партии: «Я думаю, что я поступил правильно, разве можно убить детей?»…

А потом произошло событие, удивившее многих. Похоронив супруга, великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Каляева в тюрьме, простила его от имени мужа и от себя, а уходя, сказала:

- Я прошу вас, возьмите от меня на память иконку. Я буду молиться за вас…

Когда великий князь Константин Константинович (поэт, переводчик и драматург, печатался под псевдонимом К. Р.) узнал о поступке княгини Елизаветы Федоровны, он записал в своем дневнике: «…Такое мужество, такая высота души прямо невероятны.

Реклама
Она — святая». После оглашения приговора Иван Каляев отказался подать прошение о сохранении жизни, хотя ему намекали, что благодаря хлопотам великой княгини царь подготовлен к положительной резолюции.

Иван Каляев был одним из тех немногих революционеров-небольшевиков, которым советская история дала право на память. Доживи он до «великого» октября, он бы разделил трагическую судьбу членов партии эсеров. Повешенный же в 1905 году, Иван Каляев не представлял угрозы для партии «пролетарской революции». Именем Каляева были названы улицы во многих городах России — компартия, организатор массового террора, с уважением относилась к революционерам-террористам.

В последние годы в ходе переоценки событий истории в адрес Ивана Каляева летит немало камней, в то же время такие имена, как, например, Ленин и Дзержинский, покрыты толстым слоем глянца. Как бы критически мы ни относились к личности Ивана Каляева, думается, мы не должны забывать, что этот человек был прощен святой Елизаветой Федоровной.

Реклама

Революция и революционеры — это наше прошлое, которое необходимо осмыслить. И если среди бесов революции оказался человек, который считал, что нельзя убить ребенка, то он стоит того, чтобы мы отнеслись к нему с пониманием и сочувствием, как это сделала сама Елизавета.

…Один из поклонников Белого движения предложил переименовать краснодарскую улицу Каляева в улицу генерала Корнилова. Как известно, этот генерал после Февральской революции, взяв на себя жандармские функции, арестовал и императрицу, и ее детей. Что бы сказала св. Елизавета, услышав о подобном переименовании?

Реклама