В результате четыре еврейских поселения — Метула, Хамара, Кфар-Гилади и Тель-Хай — оказались один на один с многочисленным местным арабским населением, настроенным антисионистски.
12 декабря 1919 года арабы напали на поселение Тель-Хай. Один из оборонявших поселение был убит.
Наступление арабов на поселения Верхней Галилеи продолжилось.
1 января 1920 года было оставлено поселение Хамара, созданное лишь в октябре 1919 года. Оно было отрезано от остальных поселений, в нём не было даже каменных построек. Через два дня поселение Хамара было сожжено арабами.
Через короткое время была эвакуирована Метула.
6 февраля 1920 года при обороне Тель-Хая погиб Аарон Шер.
25 февраля 1920 года Метула снова перешла в руки евреев. Руководил группой бойцов, изгнавших арабов, Иосиф Трумпельдор, который лишь около полугода назад приехал из России.
1 марта 1920 года произошёл решительный бой за Тель-Хай.
Утро выдалось тёплым и солнечным. И. Трумпельдор со своими друзьями заканчивал завтрак в Кфар-Гилади, когда появился посыльный из Тель-Хая с вестью, что бедуины окружили их поселение и требуют впустить их внутрь для поисков будто бы спрятавшихся там французских солдат. Трумпельдор с ещё несколькими бойцами немедленно отправились в Тель-Хай.
Оказавшись на месте, они начали переговоры с Камалем-эфенди, главой осаждавших. В конце концов, стороны пришли к соглашению о том, что вожаку бедуинов и его нескольким телохранителям будет позволено войти на территорию поселения.
Камаль-эфенди вместе с Трумпельдором и четырьмя вооружёнными ружьями и гранатами повстанцами начали подниматься на чердак, а пятый со своим пулемётом устроился в одной из комнат на втором этаже. Оставшиеся разместились на подворье.
И в этот момент со двора раздался истошный вопль одной из еврейских жительниц поселения: «Трумпельдор! У меня отбирают пистолет!» Для бедуина вид вооружённой женщины был просто невыносим, и он решил действовать на свой страх и риск.
Услышав крики, Трумпельдор выскочил во двор, застрелил обидчика и дал команду «Огонь!» Началась беспорядочная стрельба как со стороны арабов, так и защитников Тель-Хая. В ходе этой перестрелки были на месте убиты шестеро жителей поселения, а Иосиф Трумпельдор и ещё один поселенец были тяжело ранены.
Вскоре между воюющими сторонами было достигнуто временное соглашение о прекращении огня. Арабы вывезли своих раненых и убитых.
Трумпельдора, получившего ранения в плечо и живот, перенесли в одну из комнат крепости. Там его положили на кровать, и он попросил, чтобы кто-нибудь засунул обратно в его живот выпадавшие кишки. И когда таких не нашлось, произнёс: «Ничего, вымойте мне руку, и я покажу вам, как это делается». После чего самостоятельно выполнил эту операцию…
Находившиеся в комнате покрыли его живот полотенцем и покинули помещение: перемирие заканчивалось и вновь начиналась перестрелка. Стихла она только к вечеру, когда у арабов кончились боеприпасы и они ушли.
Всё это время И. Трумпельдор находился в помещении, куда его отнесли товарищи. Очевидцы событий отмечали, что он не стонал и не жаловался, а наоборот, пытался всячески подбодрить защитников поселения.
После ухода бедуинов в Тель-Хае появились посланцы из Кфар-Гилади. Они обследовали поселение, и только тогда открылась вся драма происшедшего. Прибывший в поселение врач определил, что Иосиф Трумпельдор практически безнадёжен…
Его последними словами были: «Тов ламут беад арцену» — «Хорошо умереть за свою родину». По другой версии, он просто выругался по-русски, по третьей — сказал своё любимое «Ничего».
Вместе с Йосифом Трумпельдором в бою за Тель-Хай, продолжавшемся 7 часов погибли Двора Дарклер, Беньямин Монтер, Сара Чижик, Зеэв Сараф, Яаков Токер, Шнеор Шапашник и Аарон Сар.
В 1934 г. на месте захоронения защитников Тель-Хая, на кладбище в Кфар-Гилади был установлен памятник работы скульптора А. Мельникова. Он изображает рычащего льва, а на постаменте высечены имена погибших в том неравном бою. С противоположной же стороны памятника можно прочесть фразу, которую, по словам врача, сопровождавшего Трумпельдора в Кфар-Гилади, произнёс перед смертью герой Порт-Артура и Тель-Хая: «Хорошо умереть за родину».
В честь восьми бойцов, погибших в том бою, и назван город Кирьят-Шмона. Об этом знают все, кто живет в этом чудесном городе. Одна из красивых улиц носит имя Иосифа Трумпельдора.
3 марта 1920 года поселенцы оставили Кфар-Гилади и Метулу, обозначив этим самым конец еврейского присутствия в Верхней Галилее.