Вплоть до 60-х годов XIX века на пляжах принято было плавать нагишом. Позднее в употребление вошли купальни — деревянные павильоны с отдельными кабинками. В этих кабинках переодевались в купальные костюмы и прямо из них спускались в море. Там, где купален не было, устраивали закрытые пляжи, причем выделялись участки не только для женщин и мужчин, но и для купания лошадей.
Обычно купальни стояли на тонких сваях у самого берега. В тех местах, где море было мелким, они плавали на якоре. Плавучие купальни были снабжены небольшими колесами, чтобы их удобно было вытягивать на берег во время шторма. В начале XX века купален было уже великое множество, самые крупные из них имели собственные имена — к примеру, «Хрустальные воды» в Севастополе. Кстати, они и дали название мысу Хрустальный, на котором были расположены.
Чтобы привлечь курортников, каждый хозяин стремился ввести дополнительные услуги — буфет, парикмахерская, читальня со свежими газетами, душ, массаж, площадка с видом на море на верху строения. При некоторых купальнях имелись даже теплые морские ванны — для тех, кому вода в море казалась холодной. Со стороны администрации выставлялось единственное требование: «купальные костюмы обязательны для лиц обоего пола свыше 10 лет». Купальники тех времен были весьма громоздки и неудобны, и, видимо, многие норовили пренебречь ими.
В Крым ехали не только отдохнуть, но и поправить здоровье. Правда, в XIX веке специальных лечебных заведений для курортников еще не существовало — как писал современник, «больные были предоставлены самим себе, выполняя врачебные советы без всякого медицинского надзора». Первая в Крыму (и в России) здравница открылась в Евпатории в 1905-м. Она называлась «Приморская санатория». Любопытно, что основателем «санатории» был не медик, а художник — академик живописи
При советской власти под санатории и здравницы стали использовать, как говорилось в декрете, «дворцы бывших царей и великих князей». В царском дворце в Ливадии открылся первый в мире санаторий для крестьян. Подлечиться сюда отправляли самых бедных, причем поначалу делали это в принудительном порядке — люди не понимали, что значит слово «санаторий», и думали, что их отправляют то ли в ссылку, то ли на фронт. Уезжая, плакали и прощались с родными навсегда. В мае 1925-го в Ливадию прибыли первые 220 отдыхающих — их облачили в белые пижамы, поселили в императорских апартаментах и кормили в царской столовой. Крестьянский санаторий стал достопримечательностью Крыма, его показывали немногочисленным иностранным туристам. Делясь впечатлениями о посещении Ливадии в начале 30-х, немецкий рабочий писал: «…сегодня мы, пролетарии, стоим на „лестнице Распутина“ с одним крестьянином, который еще несколько дней назад шел за телегой с навозом. […] Они могут здесь лечиться, наслаждаться воздухом, солнцем, ароматом цветов и апельсинных плантаций».
И еще немного о дореволюционных особенностях крымского отдыха. Считается, что бархатный сезон называется так потому, что прежде самая богатая, одетая в бархат публика приезжала в Крым в августе-сентябре. Публика попроще — учителя, служащие, студенты — отдыхала на курортах полуострова с июня по август, когда цены были ниже. Этот сезон назывался ситцевым.