В гробу, так в гробу, подумалось его менеджерам. И свели они его с безызвестным испанцем Родриго Кортесом, задумавшим снять триллер в отдельно взятом уютном ящике.
Многим киноманам памятен момент из второй части тарантиновского «Убить Билла». Тот самый, где Ума Турман силой воли и железными пальцами пробивает себе путь из могилы. Разумеется, чудесное освобождение главной героини не столько связано с мастерством кун-фу, сколько с трепетным отношением режиссера к актрисе. Турман помялась, испортила прическу и макияж, но вылезла на свет Божий. В жизни оно все куда серьезней. А Кортес хотел снять вроде как жизненный триллер. Что, вроде как, и сделал.
…Американец Пол Конрой прибыл в недружественный Ирак с гуманитарной миссией. По крайней мере, так ему казалось. Простым водилой нанялся он восстанавливать то, что ранее сравняли с землей его соотечественники. Оружия шоферу не полагается, ведь он не солдат, но для местных жителей будь он хоть с красным крестом на лбу, Конрой по-прежнему враг. Оккупант. И потенциальное средство наживы.
Очнувшись в тесном деревянном ящике, Пол находит в кармане зажигалку Zippo, а на полу — мобильный телефон. Последнее, что он помнит — на их конвой напали местные сепаратисты, однако кто и зачем заколотил беднягу и засыпал песочком? Пройдя по очереди стадии панического ужаса, истерики и ненависти, Конрой осознает всю печаль своей ситуации и начинает названивать всем подряд, начиная со своей жены и службы 911 и заканчивая ФБР.
Телефон в могилу просто так не кладут, логично рассуждает Пол. Значится, кому-то его медленное угасание от удушья должно принести пользу. Вскоре объявляется и владелец мобильника, требующий от погребенного заживо Конроя 5 миллионов денег. Несчастный и сам бы не отказался от такой суммы, но, увы, его жизнь стоит намного меньше. А правительство далекой родины переговоров с террористами не ведет. Вот и приходится парню париться в душном гробу в ожидании двух возможных исходов, каждый из которых, так или иначе, закончит его страдания…
Тот еще выдумщик этот Кортес. Нет, в кино и раньше предпринимались попытки ограничить жизненное пространство героев по максимуму. Действие иных картин происходит в одной квартире или даже комнате, но в гробу? Неудивительно, что задумку сценариста Криса Старлинга по достоинству оценили на родине фильма, в Испании, где ленте достался приз Гойя (национальная испанская кинопремия) за лучший оригинальный сценарий, а также звук и монтаж. Интересно, что в том же 2010 году британец Дэнни Бойл выпустил похожую драму «127 часов» о злоключениях незадачливого туриста, попавшего в каменную ловушку. Оба фильма были высоко оценены критиками и зрителями и неплохо заработали в прокате. Вопрос в том, заслуженно ли? И если к Дэнни Бойлу особых претензий нет, тем более что его история была списана с реальных событий, то к выдумке Кортеса они имеются.
Понятное дело, разнообразием картинки и зрелищностью «Погребенный заживо» не отличается. За весь фильм поверхность не будет показана ни разу. Создатели фильма отказались от всяческих флэшбеков и видений, предложив аудитории полуторачасовой репортаж из деревянного ящика почти в реальном времени. Театр одного актера разворачивается при свете зажигалки легко узнаваемого бренда Zippo и светящемся экране мобильника BlackBerry. Немудрено, что к концу съемок (17 дней в Барселоне) Райан Рейнольдс порядком подустал в гордом одиночестве зачитывать сценарий на сотовый телефон. Все остальные актеры отметились в кадре лишь голосами.
Несмотря на то, что реализм якобы прет из всех щелей, авторы все же некоторые детали подрихтовали в угоду замыслу, потеряв нить правдоподобности. Это и заботливый похититель, пополнивший баланс мобильника, дабы наш герой мог беспрепятственно разговаривать в роуминге со своей женой, работой и агентами ФБР. Это и безотказная зажигалка, уверенно сжигающая кислород в тесном гробу семимильными шагами, что почему-то беспокоит Пола Конроя меньше всего. Да и сам принцип вымогания «миллионов денег» из американского правительства представляется не хорошо налаженным бизнесом, а актом отчаяния, ибо если никто никому ни разу не заплатил выкуп, то на кой черт разыгрывать эту комедию с погребением. Не проще ли приставить к виску пистолет и добиться того же результата за меньшее время и более скупыми средствами?
Все эти вопросы, хоть и крутятся в голове во время просмотра, не мешают нам искренне сопереживать трудяге Полу, попавшему в «стесненные обстоятельства». А там и некому больше сочувствовать. Все персонажи на другом конце трубки — схематично прорисованные мерзавцы. Бюрократы, лентяи, перестраховщики и прочие официальные лица. На этом самом месте триллер о выживании неожиданно вызывает к жизни социально-политический подтекст о трудностях бытия рядовых граждан США, брошенных гадким правительством на амбразуру очередной войны за ресурсы. Кортес, правда, этот посыл особо развивать не стал, ограничившись скользкими намеками на цинизм гражданских служащих и вояк, готовых стереть человека только потому, что он портит им статистику.
Не будем кривить душой. Судьба Пола Конроя предсказуемо тосклива. Нашлись даже особо дотошные зрители, просчитавшие точное количество кислорода в гробу. Из чего выходит, что авторы отвели герою даже больше времени, чем он реально мог себе позволить. Почему-то многих коробит тот факт, что Пол Конрой, зараза, никак не дохнет, а продолжает принимать звонки на мобильник, чья батарея также проявляет чудеса выдержки. И все же простим авторам некоторые упущения в физике процесса, ибо не на этом они фокусировали внимание зрителя.
Райан Рейнольдс — молодец. Полтора часа паниковать одним лицом и ненавидеть весь мир у него получилось. Оператор всячески ухитрялся, дабы разнообразить картинку, демонстрируя то потерянный взгляд героя, то его скрюченные ноги, то обветренные губы.
Жаль только, что сам Кортес так и не смог по ходу определиться, что именно он снимает: то ли психологическую драму маленького человека, то ли политизированный триллер. Наставления не получилось. И смысловая нагрузка страданий Пола Конроя сводится к всепоглощающему нулю. А нуль, хоть и помноженный на старательность и рвение, все равно нулем и останется.