Русские войска снимались с зимних квартир загодя, отправляясь на битву с французом — император Александр I иллюзий насчёт неприятеля не строил и к войне готовился. Уже в апреле он лично отправился в Вильно на смотр 1-й западной армии, которой командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли. Вместе с императором в Вильно отправились и войска.
Из Санкт-Петербурга вышли Лейб-гвардии Преображенский полк и Лейб-Кирасирский Ее Величества полк. В Гатчине к ним присоединились Лейб-гвардии Егерский полк, переформированный в 1806 году из батальона, собранного 9 ноября 1796 года из егерских команд Лейб-гвардии Семёновского и Измайловского полков и из егерской роты Гатчинских войск Павла I; Лейб-Гвардейский Казачий полк, в составе трех эскадронов Донцов и одного Черноморского, а также рота артиллерии.
4 сентября того же года в Гатчину прибыл капитан Алексей Андреевич Аракчеев, будущий военный министр. Недооценённый, надо сказать, ни современниками, ни потомками. А ведь именно благодаря организаторским способностям Аракчеева была выиграна Отечественная война 1812 года. Единственный ценный дар, принятый им в течение многолетней службы — Грузинская волость в Новгородской губернии. Честный был человек, жёсткий к себе, жёсткий с разгильдяями. Пропагандировал образование в артиллерии, увольняя ленивых и неумелых офицеров. А в созданных им позже воинских поселениях (что презрительно именовалось «аракчеевщина») отставные солдаты получали и жильё, и работу, было организовано медицинское обслуживание и бесплатное образование детям до 12 лет. За то и не любили его царские прихвостни и казнокрады.
Егерские команды, послужившие основой Лейб-гвардии Егерского полка, можно без преувеличения назвать прародителями десантных войск и морской пехоты. Их снаряжение было облегчено до последней возможности: вместо шпаг в портупеи вложены штыки, тяжелые гренадерские сумы заменены легкими мушкетерскими, палатки отобраны, галуны со шляп спороты, епанчи (плащи) оставлены только тем, кто пожелает. Для действий приказано избирать места «наиудобнейшие и авантажнейшие: в лесах, деревнях, на пасах»; «в амбускадах (засадах) тихо лежать и молчание хранить, имея пред собою всегда патрули пешие впереди и по сторонам»; неприятелю «в тыл впадать»; в лесах приказывалось нападать и на сильнейшего противника, так как он не может оценить силы атакующего. Егеря участвовали в Архипелажской экспедиции, на судах флота графа
Лейб-гвардии Казачий Его Величества полк. В ноябре 1796 года, по вступлении на Престол Государя Императора Павла I, Донская и Чугуевская придворные казачьи команды, а также гатчинские гусары, составили два эскадрона вновь учрежденного Лейб-Гусарского Казачьего полка. В 1799 году Высочайше повелено было иметь три эскадрона. В 1811 году была сформирована Гвардейская черноморская сотня под командой войскового полковника Бурсака 2-го, в феврале 1812 года сотня прибыла в Санкт-Петербург и была зачислена в Лейб-Гвардии Казачий полк 4-м эскадроном; всего через 18 дней полк отправился в поход. Казаки участвовали во всех значимых сражениях Отечественной войны, а 19 марта 1814 года полк торжественно вступил в Париж и расположился биваком на Елисейских полях. Требуя чашку кофею с круассаном, казаки покрикивали на французов: «Быстро, быстро!», в результате чего появились всем известные кафе-бистро. Казаки полка сопровождали Наполеона в ссылку на остров Эльба. А через 60 лет, во время русско-турецкой войны 1877−1878, по воле Александра Второго, увидавшего, как казаки ночью идут в атаку под Плевной, маршем полка стал марш Феликса Мендельсона, написанный в 1842 году для пьесы «Сон в летнюю ночь».
Лейб-Кирасирский Её Величества полк по старшинству уступает только первому кирасирскому полку в истории России — Минихову Кирасирскому полку, сформированному в ноябре 1731 года. Первоначально офицерами полка были по большей части немцы, прибывшие с Минихом и Ульрихом. Из приглашенных иностранцев самый известный — Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. Да-да, тот самый, прославленный на весь мир «барон-сочинитель». В 1739-м он прибыл в полк корнетом, а в 1754-м был уволен в чине ротмистра. В 1744 году барон командовал почётным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича Петра Фёдоровича — принцессу Софию-Августу-Фредерику фон Анхальт-Цербст-Дорнбург, будущую императрицу Екатерину II.
Этот полк тяжелой кавалерии имел прозвище «гатчинские кирасиры», по месту основной дислокации; 26 апреля 1918 постановлением Петроградской трудовой коммуны лейб-кирасиры были расформированы. В 1920-м последние 25 офицеров полка эмигрировали. В здании полковых казарм кирасиров в Гатчине сегодня размещается Центральный военно-морской архив Министерства обороны Российской Федерации.
Лейб-гвардии Преображенский Его Величества полк — старейший, самый элитный полк гвардии России. Он был сформирован Петром I в 1691 году в селе Преображенском на берегу реки Яузы (ныне московский муниципальный округ Преображенское, между Сокольниками и Измайлово), от которого и получил своё наименование. Во время войны со шведами, в битве при Нарве в 1700 году, своей стойкостью гвардейцы Преображенского и Семёновского полков спасли российскую армию от полного уничтожения. В знак того, что преображенцы и семёновцы выстояли по колено в крови, к их обмундированию добавились красные чулки, что позволяет назвать их первыми на Руси красно-гвардейцами.
Военно-исторический клуб «Красногвардейск» Гатчинского Дворца молодёжи регулярно проводит исторические реконструкции различных событий нашей родины. 21 апреля 2012 года, в ознаменование двухсотлетия убытия гатчинских войск в 1812 году в Вильно на войну с Наполеоном, на плацу возле Большого Гатчинского дворца состоялся очередной парад воинских частей, участвовавших в главном, решающем сражении Отечественной войны 1812 года — Бородинской битве.
И пока жива память о событиях давно минувших дней, жива будет и Россия.
Да, были схватки боевые,
и, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
про день Бородина!