Постепенно связь между продолжительностью месяца и числом, на которое приходились иды, вследствие реформы календаря Юлием Цезарем (с появлением календаря нового, юлианского) была потеряна.
Однако день 15 марта — мартовские иды — в Древнем Риме был особенный. Праздновался Новый год, чествовалась богиня Анна Перенна. Однако эта дата получила еще и историческую известность, стала символом роковых событий в римской истории.
15 марта 44 года до н.э. в Помпеях в курии (здании для собраний) в день заседания Сената был убит Гай Юлий Цезарь, великий диктатор, харизматичный правитель, талантливый полководец, замечательный писатель, выдающийся оратор.
Через века реплика «Берегись мартовских ид!» благодаря Уильяму Шекспиру и его пьесе «Юлий Цезарь» стала крылатой фразой.
Не один раз друзья советовали диктатору остерегаться завистников и врагов и окружить себя охраной, но Цезарь отвечал: «
Плутарх свидетельствует, что об опасности именно 15 марта предупреждал Цезаря прорицатель — задолго до этой даты. Однако в тот роковой день горделивый правитель, встретив пророка на ступенях Сената, произнес с усмешкой: «Мартовские иды наступили». «Наступили, но ещё не прошли…» — услышал тиран в ответ — и через несколько минут погиб от рук заговорщиков, опасающихся усиления монархических тенденций Цезаря.
Во главе заговора стояли Кассий и Брут, один из близких друзей, которого он даже считал своим сыном.
По преданию, сначала Цезарь защищался от нападения подвернувшимся под руку стилусом, но когда увидел в числе заговорщиков поднявшего на него меч друга, воскликнул: «Тu quoque, Brute!» (
Многочисленные повреждения (23 колотые раны!) были неглубоки; испуганные суетливые заговорщики даже сами поранили друг друга, пытаясь дотянуться до Цезаря. После того, как Цезарь был убит, они попытались произнести речь перед сенаторами, но Сенат в страхе разбежался.
…Великие люди во все времена были окружены тайными недоброжелателями. Юлий Цезарь, блестящий военный стратег и тактик, шел к власти медленно, но верно. Одержав победу в сражениях гражданской войны, он стал единовластным повелителем Pax Romana («Римского мира»).
Это был длительный период мира и относительной стабильности Римской империи эпохи принципата. Вместе с Гнеем Помпеем Цезарь централизовывал управление республикой, реформировал римское общество и государство, именно это привело впоследствии к могуществу Римской империи. Однако он стремился не к царской власти. Помня о неудачах первых семи царей, Цезарь объявил себя пожизненным диктатором и настаивал на том, чтобы его называли просто Цезарь.
Римскую державу Цезарь расширил до северной Атлантики, подчинил Риму территорию сегодняшней Франции, начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря основательно изменила культурный и политический облик Западной Европы и жизнь новых поколений европейцев в целом.
Цезарь был любимцем женщин, образованнейшим человеком и выдающимся писателем. Его литературные произведения высоко оценивались не только в древности, они до сих пор изучаются как образцовые сочинения. «Записки о галльской войне» (Commentarii de bello gallico) чисто политического характера в семи книгах неоднократно издавались в России в конце XIX — начале XX века. «Записки о гражданской войне» (Commentarii de bello civili) в трех книгах тоже дошли до наших дней. Кроме того, диктатор писал памфлеты, стихи — например, «Похвала Геркулесу», трагедия «Эдип», поэма «Iter». Писал диктатор и научные труды: известен его грамматический трактат «De analogia» в 2-х книгах, где разбирается знаменитый грамматический спор между аналогистами и аномалистами.
Слава и авторитет легендарного Цезаря оказались настолько велики, что повлияли даже на словообразование — спустя много лет многие монархические правители стремятся себя с ним ассоциировать. От его имени Gaius Iulius Caesar образовались немецкое Kaiser («кайзер») и русское слово «царь».
Живут поныне фразы Юлия Цезаря, ставшие крылатыми: «На мою жену не должна падать даже тень подозрения», «Люди охотно верят тому, чему желают верить», «Кто обличает чужую невоспитанность, сам не может служить образцом вежливости», «Я предпочел бы быть первым в бедном городке, чем вторым в Риме», «Каждый кузнец своей судьбы», «Опыт всему учитель», «Рубикон перейден», «Власть только выигрывает и усиливается, когда ею пользуются умеренно», «Пришел, увидел, победил»…
Veni, vidi, vici… Однако мартовских ид остерегайтесь!