Что у книжки под обложкой? Авторский знак «по Хавкиной»

Реклама
Бывший модератор

Ходила я в детстве в библиотеки — и все думала: как же библиотекари успевают быстро расставлять по полкам все те книжки, что за рабочий день им читатели приносят? Не ночами же разбирают эти стопки на «столах возврата»?

А тут еще радийный «Клуб знаменитых капитанов» добавлял пищи для фантазий о ночной жизни библиотек… И четко при том свидетельствовал: ночью библиотека обходится без штатного персонала.

Реклама

Теперь знаю — справиться с наведением порядка на книжных полках библиотекарям помогает авторский знак. Издатель этот знак помещает среди прочих непонятных кодов на обороте титульного листа, а библиотекари в составе библиотечного шифра пишут на ярлыке, который приклеивают в левом верхнем углу обложки, если книжка тонкая, или на корешке внизу, если потолще. Либо все это пишут темными или белыми чернилами (ах, оксюморон!) в левом верхнем углу обложки.

Оборот титульного листа книги вообще несет на себе много всякой информации. Только надо знать, как читать эту информацию.

С номером ISBN мы уже разбирались. А если страницу изучать так, как положено, сверху вниз и слева направо, увидим, что начинается она в левом верхнем углу с таинственных кодов: УДК, ББК — обе аббревиатуры при ряде цифр. Ниже помещен вот этот самый

Реклама
авторский знак — буква с двумя-тремя цифрами.

Все три кода повторяются ниже — в макете каталожной карточки, при названии книги и краткой аннотации. Притом авторский знак открывает собой этот макет. Уже это расположение свидетельствует о значимости данного кода, в идее своей опирающегося на усвояемый нами всеми в школьном младенчестве алфавит.

Авторский знак определяется по таблицам Л. Б. Хавкиной (1871−1949) — «бабушки российского библиотековедения». Которая, кстати, науку эту специфическую изучала в Берлинском университете, а свою классификацию разработала, будучи впечатлена системой библиотечной классификации Мелвилла Дьюи.

Его система, в свою очередь, является основой для классификации книг в США, в первую очередь — в величайшем книгохранилище мира, Библиотеке Конгресса. С методикой Дьюи, его системой

Реклама
Л. Б. Хавкина познакомилась на Всемирной выставке в Париже 1900 года — вот несомненная польза международных выставок и мира без границ!

Начинается авторский знак в таблицах Хавкиной, как правило, с той же буквы, что и фамилия автора (или название книги, если эта книга — сборник), вкупе с цифрами означает несколько первых букв этой фамилии или названия. Например: Р11 — это Р; Р12 — Ра; Р13 — Рабо; Р14 — Раг; Р15 — Рад и так далее.

Если в библиотеке формируется фонд книг, для которых название начинается с одного и того же слова (например, каталоги государственных музеев), для создания авторского знака уместно оказывается использовать ключевое слово (Эрмитаж — Э, Третьяковская галерея — Т, Русский музей — Р,

Реклама
и т. п.).

Продумана система детализации. Например, для книги Дюма-отца авторский знак будет Д96О, для книги его сына — Д96С. Возможно отобразить в авторском знаке, например, номер издания — число записывается верхним индексом после ряда из буквы и цифр.

К таблицам Хавкиной «кодировщик» прибегает единожды — при поступлении книги в библиотеку, да и то больше для подстраховки, этого требуют служебные инструкции. В идеале же библиотекарю достаточно довериться профессионализму издателя, который авторский знак поместил на обороте титульного листа, как это требует делать государственный стандарт.

Библиотекарю стоит лишь глянуть на авторский знак — и он сразу определяет, где место книги на полке. Система, как видите, проста, понятна, удобна в использовании.

Так что если вы пришли в библиотеку, искать нужную вам литературу принялись по каталогам — обязательно выписывайте в требование эти самые буковки и циферки. Так вы поможете библиотекарю быстрее найти нужные вам книги.

Реклама