Выразительные средства
Если посчитать, то к выразительным средствам музыки вообще можно отнести более десятка различных понятий, таких как мелодия, ритм, динамика (изменение громкости), выбор инструментов и т. д. Все эти элементы присущи как академической, так и развлекательной музыке (пишут-то ее все те же ребята из консерватории). Однако, отличия все-таки есть. И если мы их найдем, то получим ответ на поставленный в заголовке вопрос. На мой взгляд, это следующие отличия.
Во-первых, мелодия
Это собственно то, что наиболее естественно воспринимается нашим сознанием. В развлекательной музыке мелодия очень четко выражается голосом (чаще всего). В академической музыке крупных форм (особенно нелюбимых народом) мелодия спрятана в так называемую тему, которая при этом все время меняется по определенным законам, которые надо просто знать, то есть иметь музыкальную подготовку. Да и помнить надо эту тему хорошо на протяжении сорока минут или даже полутора часов, чтобы узнавать ее по мере появления. А это требует уже хорошо тренированной музыкальной памяти. А таких тем может быть много.
Да и строение мелодии современной серьезной музыки немного отличается от развлекательной. Если рок-музыка по своим мелодиям еще сравнима с современной академической, то поп-музыка целиком наследует традиции старых венцев: Моцарта, Бетховена. Поэтому нами так любимы фрагменты произведений этих авторов. Их мелодии строятся так же как и в «попсовых» песнях. Если бы они еще не затягивали так эти свои симфонии… Да, и если бы не эти «противные» скрипки…
И, кстати, о скрипках.
Во-вторых, выбор инструментов
Например, электрогитара не используется в академической музыке. Просто так сложилось исторически. А народ ее очень любит и уважает. Инструмент, при всей его простоте, гениальный, аналогов ему нет. А вот ударные, так популярные в рок- и поп-музыке, в современной академической музыке используются очень широко.
Для серьезной музыки характерно использование симфонического оркестра. Однако, подозреваю, что многие любители американского кино даже не задумываются над тем, что в фильмах с высоким бюджетом используется ТОЛЬКО симфоническая музыка. Фильмы с небольшим бюджетом не могут себе этого позволить. Так что, косвенно, наличие симфонического оркестра за кадром является признаком высокого бюджета фильма. А кино — это развлечение. Так что, отличие, хоть и есть, но, не велико. Кстати, многие рок-музыканты не чурались поиграть с симфоническим оркестром.
В-третьих, форма
Наверно, самое важное. Немного я уже упомянул это при описании мелодии. Это то, что в музыкальной теории называется музыкальной формой. Песня — это одна музыкальная форма, а симфония — совсем другая. Если мы посмотрим на современную развлекательную музыку, то чаще всего это песни продолжительностью около трех минут. В «крутом» роке могут попадаться композиции (чаще инструментальные) и по десять и по двадцать минут. Но, это уже для крутых ребят.
В академической музыке тоже существует такой жанр, как песня. Но там мелодии тоже не «попсовые», а часто «закрученные».
Основным «нелюбимым» жанром являются в академической музыке крупные формы, такие как сонаты и симфонии. Там музыка может быть так закручена, что часто и специалисты по музыкальному анализу спорят друг с другом. На мой взгляд, эти формы сравнимы с фильмом или спектаклем, только без слов (хотя, в девятой симфонии Бетховена слова имеются, правда, на немецком, вот ведь опять закавыка).
В крупных формах действующими лицами выступают те самые мелодии (темы), о которых я говорил выше. Они постоянно изменяются, развиваются драматически, взаимодействуют друг с другом. Каждый автор такого произведения рассказывает нам целые истории особым музыкальным языком. А этот язык надо хоть немного понимать. Надо следить за «повествованием» в течение более чем трех минут. А это уже некоторое напряжение. А мы музыку, в основном, воспринимаем как отдых.
Вот и ответ на наш вопрос
Академическая музыка требует напряжения, внимания, сопереживания. Ну, и понимания, конечно. Наслаждаться стихами прекрасного китайского поэта, не зная китайского языка довольно трудно. Но, к счастью, музыка не китайский и, научиться воспринимать хорошую (а не первую попавшуюся) академическую музыку можно практически любому человеку.
Да, еще одно дополнение. Веке в 19, да и раньше наиболее популярным жанром из крупных форм академической музыки были оперы. По нашим меркам — это мюзикл. Сюжет известен (и популярен), песни (арии и прочие хоры) понятны и мелодичны. То есть, опера вполне сравнима и с эстрадным концертом. Только на определенную тему. И танцами несложными, кстати, были оперы иногда разбавлены. А в целом, как и сейчас, простой народ на симфонии не ходил, денег у него на них не было, да и желания слушать непонятно что.
Вывод
Любите музыку, которая Вам по душе.
Удачи Вам в выборе своей любимой и нелюбимой музыки.