Легендарный мастер кун-фу, актер и постановщик боевых сцен Брюс Ли покинул этот мир в самом расцвете физических и творческих сил в возрасте неполных 33 лет. При трагических и до сих пор до конца не выясненных обстоятельствах. Лента «Выход Дракона» (1973) — его последняя полноценная и законченная работа в кино, стала первым и единственным фильмом Ли, снятым в Голливуде, и сегодня считается культовым образчиком жанра.
…Адепт монастыря Шаолинь, мастер боевых искусств Ли, узнает от своего учителя о существовании некоего предателя Хана, который, вопреки заповедям, нарушил клятву и теперь применяет свои навыки в непотребном деле. По данным разведки, мерзавец Хан выкупил остров в окрестностях Гонконга, построил там неприступную крепость и тихо промышляет наркотой и рабынями, раз в три года устраивая турнир по рукопашным боям. Известного своим обостренным чувством справедливости Ли слезно просят принять приглашение на участие в этом засекреченном мероприятии и выяснить истинные занятия Хана, а также судьбу китаянки Мэй Лин, засланной на остров в качестве шпионки. Дополнительным стимулом для бойца становится и то, что смерть его родной сестры наступила по вине личного телохранителя Хана, негодяя по имени Охарра.
Вместе с Ли на таинственный турнир прибывают и другие участники: любвеобильный и прямолинейный негр Уильямс, хитропопый американец Ропер, оставивший на родине кучу долгов и злых кредиторов, и безликий, но гадкий каратист из Новой Зеландии. Всех их хозяин Хан принимает с помпой, оказывая чрезмерно гостеприимный прием с танцами, экзотической едой и симпатичными девушками. И пока Уильямс и Ропер наслаждаются бесплатной выпивкой и сексом, Ли отправляется в ночную вылазку.
Узнав, что его гости шастают по ночам и безответно мутузят охранников, Хан обнажает свою истинную сущность, предлагая каждому из участников турнира вступить в его нелегальный подпольный бизнес. Однако никто на призыв не откликнулся, и тогда разъяренный отказом тщеславный Хан приказывает своим людям забить неблагодарных до смерти…
В эпоху видеобума в нашей стране редкий видеосалон обходился в своем репертуаре без фильмов с участием Брюса Ли. Такие ленты, как «Яростный кулак», «Большой босс» и «Путь дракона», крутились в бывших подсобках и шашлычных без остановки, порождая новый приток интереса к теме боевых искусств. Главные герои этих лент, «рыцари без страха и упрека», в исполнении поджарого, мускулистого коротыша Ли пользовались невероятной популярностью наравне с чисто голливудскими образами суперменов (Шварценеггер, Сталлоне, Норрис). И совсем неслучайно, что «Выход Дракона», снятый американским режиссером, был наиболее близок и понятен нашему зрителю, измученному долгими годами запрета на тематику карате и кун-фу в кинотеатрах.
Безусловно, с позиции дня нынешнего, сюжет ленты Роберта Клауза наивен просто до одури и представляет собой набор махровых штампов про борьбу упрямого и несгибаемого бойца с вселенским злом в виде отдельно взятого мерзавца. Диалоги и сюжетные ходы разной степени убогости смотрятся совсем дилетантски на фоне блистательных, изумительных драк, поставленных лично Брюсом Ли. Учитывая его неимоверный вклад в создание фильма, его имя могло бы с полным правом красоваться рядом с Клаузом, но такова политика западных продюсеров. Каждый должен заниматься своим делом.
Клауз, понимавший перспективность выбранного жанра, также осознавал, что имя Брюса Ли для американского зрителя незнакомо и сделать ставку на китайского актера было бы ошибкой. Посему ему в компаньоны подыскали звезду местного пошиба, Джона Сэксона («Кошмар на улице Вязов»). Последний, несмотря на наличие черного пояса по карате, был явно пожиже фактурой, нежели Чак Норрис («Путь дракона»), но всё же имел больший вес в глазах у женской аудитории. Третьим номинальным героем «Выхода Дракона» стал дебютант, чернокожий боец Джим Келли, для которого его первый опыт в большом кино стал венцом всей карьеры.
Разумеется, только Брюс Ли имел значение в кадре, и слава Богу сей факт не испарился из головы продюсеров. Несмотря на то, что немногословный китаец вне боевых сцен капельку переигрывал, равных в схватке ему не было. Забавно, что на съемочной площадке картины засветились многие будущие звезды жанра. Первый же бой Брюс проводит с упитанным монахом (эту сцену досняли уже после основного материала по просьбе самого Ли), которого сыграл Само Хунг Кам-Бо, один из самых колоритных гонконгских актеров и режиссеров кун-фу жанра 80-х-90-х.
Злобного крепыша Боло, личного цербера Хана, изобразил на экране знаменитый Боло Йенг, звезда огромного количества второсортных боевиков, в том числе с участием Жана-Клода Ван Дамма («Кровавый спорт», «Двойной удар»). Не говоря уже о том, в кадре мелькают разбитые носы Юэня Бяо, Тони Лю, Вэй Тунга («Круто сваренные» Джона Ву) и знаменитого Джеки Чана. Последнему от Ли досталось по-настоящему (в сцене массовой драки в подвале Ли случайно влепил ему палкой по лицу), после чего Брюс клятвенно пообещал Джеки Чану, что будет приглашать его во все свои последующие фильмы. К несчастью, Брюс не сдержал своего слова, не дожив до премьеры фильма всего 3 недели.
Многие кадры «Выхода Дракона» разошлись на цитаты. То, что на момент съемок виделось всем очередным кун-фу-боевичком категории Б, в результате нелепой кончины Брюса Ли превратилось чуть ли не в культовый фильм. В конце 80-х в киосках Союзпечати можно было приобрести календарики, на которых был изображен Брюс с нунчаками в руках или с располосованным прессом. А сцена в зеркальной комнате до сих пор считается непревзойденной. Не зря декораторы мостили на съемочной площадке более 8000 зеркал.
Безусловно, как и любой фильм жанра экшн с супергероем во главе, «Выход Дракона» изобилует ляпами и натяжками, к коим любят придираться особо натужно мыслящие критиканы. Как будто не понимая, что главным в картине Роберта Клауза является вовсе не стройность сюжета или верная мотивация персонажей, а невероятный, безумный танец гения, ради которого всё это и затевалось. Легенда Брюса Ли продолжает жить на экране, давая нам возможность насладиться величием и неповторимым мастерством настоящей звезды.