Никогда бы раньше не подумала, что можно уйти с концерта или спектакля. Неприлично это как-то — уходить посреди полного зала. Между отделениями или действиями приличнее, но тоже как-то не очень хорошо.
Билеты не за три копейки куплены. Ты не всеядна и ходишь только на то, что очень хочешь увидеть. Ждешь, вся такая в предвкушении праздника. Вновь хочешь пережить это чудо, когда после спектакля кажется, что все и вся вокруг прекрасны, и ты сама в первую очередь. И люди рядом с тобой выходят из театра с таким же обалделым выражением на лице и светом в глазах. И улыбками на лице. Все, можно дальше в жизнь — с ее трудностями, ежедневной обыденностью и терпением.
И хочется повторить это снова. Поэтому после раздумий и подавления внутренней финансовой жабы ты снова топаешь в кассу и покупаешь заветный билетик. И ждешь праздника. А потом садишься ты в зрительном зале, мысленно отгораживаешься от соседей. Действо начинается.
А далее все по-разному.
Большой Артист виден и слышен сразу. Но иногда это с тобой не совпадает. Самый простой и нелепый вариант. Жалко, но ладно. Ты отдаешь уважение работе Мастера. Не повод для бегства.
Бывает хуже. Самое ужасное — откровенная пошлость. В слове, в режиссуре, в сценографии. И не помогут никакие рецензии, чужая похвала, признанность и ранги актеров, режиссера, имя театра… После «Заяц Love Story» Николая Коляды (гастроли «Современника» в Екатеринбурге) хотелось умыться или хотя бы промыть уши.
Чаще всего не совпадают ожидаемое и увиденное. После гастролей Табакерки в апреле прошлого года загорелись желанием «сходить на Безрукова», потому как в Фигаро его работа очень понравилась. Долго-долго ждали «Пушкина». Заранее купили билеты. Предвкушали. Спектакль шел два дня, полный аншлаг, овации после спектакля. Мы ушли после первого отделения. Сами были в шоке, не ожидали от себя.
Много музыки, слов. Еще больше кино и прыгающего и носящегося по сцене и залу Сергея Безрукова. И снова кино. Он хороший сын, что я могла тогда сказать. Блестяще владеет словом и читает стихи Александра Сергеевича. Но режиссура «съела» все и даже больше. Женщина в раздевалке сделала круглые глаза и сообщила, что «вчера были такие овации!» Ну были и ладно. Не одни же мы слиняли.
Случается, что тебе не нравится, как поставлен тот или иной спектакль. Но одно дело «не нравится», а другое дело — невозможно вытерпеть то, что не нравится, до конца. В Екатеринбургском театре драмы идет спектакль «Мэри Поппинс, до свидания». Он затянут, 1-е отделение просто хочется спать. Скудные декорации, сюжет изменен, музыкальные номера не всегда качественно сделаны. Но 2-е действие и финал великолепны! Музыка, свет, детские восторги, летающие шарики — феерия цвета, солнца, радости, эмоций. Замечательные костюмы, сами актерские работы великолепны. В душе остается радость и свет.
В Оперном театре идет «Свадьба Фигаро» Моцарта. Вот мне и «повезло» недавно. Замечательная музыкальная часть полностью перекрывалась сценическим безобразием, на которое приходилось смотреть. Поющие спиной к залу артисты, падающие на пол (кровать — матрац из «Икеи») и целующиеся там главные герои. Особенно резали глаз костюмы и декорации. И все сопровождалось жующим, шуршащим и непрерывно шевелящимся залом. Брр! Это спектакль позволяет залу так себя чувствовать, распускаться перед местом и музыкой?
В общем, сбежала я.
Хотя чаще всего «везет». И впечатление остается сильным, прекрасным, делающим тебя лучше. А потом может опять «не повезти». И когда покупаешь билет, нет никакой гарантии, что тебя не ждет очередной «облом-с».
Вчера вот опять страдала бегом с негодованием. Убежала с концерта Юрия Антонова. Понимаю, что на вкус и цвет — но что есть, то есть. Какая он загадка, какие у него техника, звук, оркестр. Может, на концертах есть новые песни? С таким настроем и пошли.
В итоге увидела оркестр из шести музыкантов-истуканов в черном (один из них подпевал) на черном фоне с огоньками, две женщины-бэквокал (не смотреть, а то они как начинали двигать нижней частью себя, становилось как-то неудобно). Хотя певец мило разговаривал с залом, пел вживую. Но видно, что это рядовой концерт, что он уже запелся — «вот эта песня популярна…».
Слушать не было никаких сил. Физических. Громкость такая, что если сильно-сильно заткнуть уши, то все равно очень громко. К концу 1-го отделения меня трясло, левое ухо почти не слышало и жутко болела голова. О, эффект, а? Один мужчина так гардеробщице и показал «причину» ухода — своеобразный жест рядом с ушами.
А еще по залу бегали охранники и периодически тыкали пальцем в ряды: «Вот ты! Выключи! Не снимать! Большой брат все видит!» А прочитать срочное СМС от ребенка нельзя? Не покидала мысль «А что здесь снимать?». Известные всем песни, истуканов в черном, светомузыку?
Настроение испорчено. И уши болят.
Хотя, если честно, всегда есть что-то, что будет мешать или раздражать. Например, соседи по залу. Можно вытерпеть чужие духи и запахи, разговоры, пьяные выкрики артисту и машущих руками и прыгающих перед тобой девушек. Но иногда это трудно.
И не все связано со зрителями. Задержка концерта на 40 минут (Ирина Аллегрова), внешний вид артистов (музыканты Игоря Саруханова), огрехи режиссуры,
Особая фишка — неудобные кресла. Например, Табакерка в Екатеринбурге всегда дает спектакли в Театре Юного зрителя. А там кресла детские, на взрослых не рассчитаны. К концу спектакля зал напоминает прыгающих на местах кузнечиков. Но никто не ушел. Тишина, внимание, хохот и аплодисменты с первых минут, неотрывность от действия. Лица потрясающие!
Есть что-то, что не позволяет тебе уйти. Что-то, что перевешивает твои личные недовольства и неудобства. Что-то великое и прекрасное, что служит одним из источников внутреннего света для человека. На то оно и искусство.
Но иногда тебя ничто не способно остановить. Что-то, что абсолютно не совпадает с тобой, что нестерпимо для тебя. И ты убегаешь от этого прочь. С испорченным впечатлением и настроением. Или как я вчера, с больными ушами.
Жаль, что не всегда можно предположить подобное до покупки билета. Но в жизни всегда есть время и место для риска. Риск для души иногда настолько оправдан, что хочется повторять это вновь и вновь. Возможно, поэтому наши залы почти всегда заполнены зрителями?