Согласно традиционной в российской историографии точке зрения, Ледовое побоище имело большое значение для Пскова и Новгорода, так как задержало напор серьёзных врагов с запада. Считается, что победа 5 апреля 1242 года в битве на Чудском озере предотвратила дальнейшую агрессию немецких и шведских феодалов и пресекла попытки обратить Русь в католичество.
А в середине 1990-х годов в России и некоторых республиках бывшего СССР по инициативе Национал-большевистской партии представители ряда политических организаций — НБП, КПРФ, ЕСМ, РНЕ — в честь победы в Ледовом побоище начали митингами и акциями отмечать 5 апреля неофициальный праздник День Русской нации, призванный стать датой объединения всех патриотических сил.
Однако современные исследователи полагают, что значение битвы на Чудском озере сильно преувеличено. Ледовое побоище по своим масштабам уступало многим другим сражениям того же периода, да и в действиях Александра не было чего-то особенного. Александр Невский устремлялся на защиту границ от захватчиков так же, как это делали другие многочисленные защитники Новгорода. К тому же Тевтонский орден, заключив мирный договор с Новгородом и отказавшись от всех претензий на русские земли, через десять лет попытался вновь захватить Псков. Войны с Новгородом продолжились, а значит, победа в сражении не ликвидировала вероятности дальнейших наступлений с запада.
Переоценка места и роли Ледового побоища в истории России произошла в 30-е годы XX века. И связана эта переоценка не с научными исследованиями, а с изменением политической обстановки. Как известно, в это время в результате сложившегося в стране сталинизма был установлен партийно-государственный контроль над различными сферами общественной жизни. Сталинский режим опирался на авторитарную идеологию, но в это же время происходила переориентация с «революционных» ценностей на развитие национальных традиций. То есть на утверждение в русской истории и литературе патриотических идей. Возможно, это послужило причиной преувеличения значения победы на Чудском озере.
Так, например, принято считать, что фраза «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» принадлежит новгородскому князю Александру Невскому. И произнес он эти слова, якобы, в назидание послам, которые после Ледового побоища прибыли к нему в Новгород просить «вечного мира».
Но на самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения. Автором этих слов является советский писатель Петр Андреевич Павленко, и впервые появились они в его киносценарии «Александр Невский». Искусственное возвышение роли битвы на Чудском озере наглядно представлено в поэме Константина Симонова «Ледовое побоище», которая была написана в 1938.
Стоит отметить, что существует распространенная версия, согласно которой закованные в тяжелую броню ливонские рыцари тонули, так как под ними ломался лед. Но доказательств этой гипотезы нет. К тому же доспехи русского дружинника той эпохи по весу практически не отличались от немецких. И мнение, что Александр Невский, зная лучше местность, сознательно заманил рыцарей на Чудское озеро, тоже не имеет обоснований, так как в этих местах войны шли уже не одно столетие, и потому тевтоны, как и русские, располагали сведениями, где в начале апреля лед надежен, а где нет.
В 2012 году исполняется 770 лет со дня Ледового побоища. И, несмотря на все противоречия, победа русских воинов под руководством князя Александра Невского на Чудском озере занимает особое место в летописи подвигов русского народа.