Для чего вообще нужна социальная реклама? Не вдаваясь в терминологию, можно сказать, что социальная реклама делает акцент на ценностях общества, а также рассматривает общественные проблемы. Список того, на что обращает внимание людей социальная реклама в наши дни, огромен. В качестве примеров — здоровье, безопасность на дорогах, вред курения, наркотиков, алкоголя, защита прав детей, семейные отношения…
Началом развития социальной рекламы в России можно назвать конец XIX — начало ХХ столетия. Это были «первые ласточки» в виде общедоступных открыток.
В дореволюционной России открытые письма (или просто — открытки) пользовались огромной популярностью. Эскизы для них создавались известными художниками, зачастую по заказу частных лиц или крупных фирм. Одной из распространенных тем для открыток были пословицы и поговорки, проиллюстрированные в так называемом «русском стиле» и изображавшие, как правило, детей.
При создании открыток учитывались не только вкусы покупателей и модные тенденции, но и просветительские идеи. Простой язык русских пословиц, детские образы — все это привлекало людей всех возрастов и различных социальных слоев. Но в этих открытках уже явно просматриваются черты того явления, которое в современном мире называется социальной рекламой.
Вероятнее всего, первой, кто начал рисовать иллюстрации к пословицам, была Елизавета Меркурьевна Бём. Еще лет пять назад это имя было практически неизвестно, но сейчас все чаще и чаще можно увидеть ее работы на сувенирной продукции. Серию открыток с пословицами и рисунками, изображающими крестьянскую и купеческую жизнь, Елизавета Меркурьевна выполнила по заказу великого князя Сергея Александровича. Всего насчитывается более трех сотен эскизов на эту тему. Открытки с рисунками
Продолжателем
Табурин пошел далее своей предшественницы. Заказ «Зингера» был только пробой пера и самым началом. В 1916 году Табурин создал еще одну серию открыток — уже на тему Перовой мировой войны, и открытки были опубликованы благодаря содействию Теодора Киббеля. Главными героями этой серии стали, как это ни парадоксально, тоже дети. Авторский намек на бесчеловечность любой войны был ясен. Впрочем, такова была тенденция времени — художники других европейских стран также изображали детей на подобных открытках.
Существует еще серия открыток
Подводя итоги, хотелось бы заметить, что работы Елизаветы Бём вполне можно рассматривать как поддержку патриархальных семейных ценностей, традиционной культуры и живого русского языка. Открытки Табурина более «социальны», они имеют определенную привязку ко времени и историческим событиям.
Рассмотрев данные примеры, вполне можно придти к выводу, что в конце XIX — начале XX века в Российской империи уже существовали истоки социальной рекламы. Примерно к этому же времени относят первую социальную рекламу в Европе и Америке. Однако если в европейских странах и в США ее развитие шло практически без потрясений, то в Советской России в силу исторических событий она переросла в агитационный плакат и лозунг.