По этому поводу все звезды и участники первого фильма (впоследствии режиссер собственноручно расширил приключения Марти и Дока Брауна до трилогии) собрались и шумно отметили сие знаменательное событие. А киностудия Universal подсуетилась и выпустила на рынок первый официальный Blu-ray диск с фильмом и дополнительными материалами. В том числе с кадрами, где роль Марти играл перспективный молодой актер Эрик Штольц («Муха 2», «Криминальное чтиво»), позднее выпавший из проекта.
Дабы напомнить читателям о существовании столь замечательной картины, после просмотра того самого Blu-ray диска я решил поделиться некоторыми деталями создания «Назад в будущее».
Согласно официальным данным «Назад в будущее» считается самым кассовым фильмом США 1985 года, заработав в родном прокате более 210 миллионов долларов, что по тем временам было просто огромной кучей денег. Еще 170 миллионов баксов лента принесла своим создателям на других территориях. Неплохо для картины, в которой было использовано всего 32 спецэффекта.
Забавно, что сценарий столь успешного проекта довольно долго мыкался по киностудиям. Многие аргументировали свой отказ тем, что фильмы о путешествиях во времени попросту не окупаются. Кому-то не нравилась запутанность событий. И абсолютное большинство студийных менеджеров отправляли Боба Земекиса к Диснею, намекая на то, что «старина Уолт» точно клюнет на жанр семейной фантастики. После 40 с лишним отказов Земекис отчаялся и, отбросив сомнения, направился на студию Диснея.
В те времена Дисней был, что называется, оплотом морали и традиций старого Голливуда. Когда настало время решающих переговоров, Земекиса вызвали на ковер и попросили объяснить, на кой черт он притащил им сценарий со сценой инцеста. Разумеется, речь шла о том моменте, когда Марти якобы пристает к своей матери на парковке, чтобы инсценировать драку со своим будущим отцом Джорджем. Получив пинок под зад, режиссер засунул проект в стол и приступил к съемкам «Романа с камнем».
Когда «Роман с камнем» стал кинохитом проката, все внезапно захотели подружиться с его автором. Однако «злопамятный» Земекис, памятуя о скепсисе вокруг своей персоны, не стал дожидаться предложений извне. Захватив второй вариант сценария «Назад в будущее», он направился к единственному человеку, которому идея создания этого фильма тоже была по душе — Стивену Спилбергу. В результате «Назад в будущее» стал первой сторонней работой, созданной на новой студии самого Спилберга, Amblin Entertainment.
Тогдашний глава компании Universal, Сид Шайнберг, которому текст приглянулся, всё-таки предложил внести пару корректив. Во-первых, он попросил авторов сменить «Профессора Брауна» на «Дока Брауна», мотивируя тем, что профессор для целевой аудитории картины — молодежи — ассоциируется с чем-то скучным и пыльным. Во-вторых, он предложил вычеркнуть из текста любимчика Дока шимпанзе, заменив обезьяну на пса.
Кастинг исполнителей на главные роли стал для создателей настоящей занозой в мягком месте. Майкл Дж. Фокс изначально планировался авторами на роль Марти, но его контракт с телеканалом Fox и съемки в сериале «Семейные узы» были серьезным препятствием. В результате картину начали снимать с Эриком Штольцом. Спустя четыре недели съемок всем, в том числе и самому Эрику, стало ясно: для этой роли он совершенно не подходит. И переговоры с Fox вступили во вторую стадию. Кончилось тем, что Майклу таки позволили участвовать в проекте, но условия были жесткими и актеру приходилось работать на площадке «Назад в будущее» только поздним вечером и ночью. Разумеется, уже отснятый с Штольцом материал пришлось переделывать, что обошлось студии в лишние 3 млн долл.
Несмотря на то что большую часть фильма персонажи выясняют свои родственные отношения, путешествия во времени — главная фишка и изюминка «Назад в будущее». Это еще не научная фантастика, но уже и не просто семейная комедия. Авторам приходилось вникать в такие подробности, от которых голова шла кругом. Например, поначалу планировалось добыть тот самый «гигаватт» энергии не посредством молнии, а за счет воспроизведения ядерного взрыва, а сама машина времени должна была выглядеть как холодильник. Поразмыслив, что сия затея может вызвать у самых маленьких зрителей ненужные ассоциации с обычным холодильником, идею завернули. Позднее Спилберг частично использовал эту фишку в четвертом «Индиане Джонсе».
В первом варианте сценария Док Браун перевозил «камеру перемещения во времени» в фургоне своего грузовика. Однако Земекис отчаянно сопротивлялся этому махровому штампу. И пришел к выводу, что машина должна быть машиной. Так в кадр попал стильный, футуристический автомобиль DeLorean, о двери которого Фокс постоянно бился головой. Невольная импровизация даже вошла в окончательный монтаж картины.
Временные парадоксы «Назад в будущее» до сих пор активно обсуждаются на фанатских форумах и сайтах. Понятное дело, что авторам не удалось обойтись без ляпов и промашек в той области, где они никогда не слыли экспертами. Боб Гейл сам признавался, что большую часть своих знаний о пространственно-временном континууме он вынес из старых научно-фантастических фильмов и сериала «Сумеречная зона». Однако рядовой зритель, не умудренный в данных вопросах, на многие смысловые и фактические оплошности внимания не обращал.
Благодаря ленте в Штатах пошла вторая волна бума на скейтборды. Вопреки общему заблуждению, Майкл Дж. Фокс не научился кататься на доске на съемках, а довольно неплохо управлялся с девайсом и до этого. Тем не менее в самых напряженных сценах продюсеры всё-таки снимали дублеров. Заголовок фильма довольно часто используется в заголовках газет и журналов. Что и говорить, сам Рональд Рейган, будучи в статусе президента страны, как-то закончил свою очередную речь финальной фразой фильма Земекиса: «Дороги? Кому нужны дороги?» (по версии переводчика Гаврилова).
Композитор Алан Сильвестри, дабы записать саундтрэк к ленте, собрал самый массовый оркестр того времени (85 человек). Основные песни, звучащие в кадре — это треки американской группы Huey Lewis and the News, а их песня «The Power of Love» даже была номинирована на Оскар. А сам Хьюи Льюис сыграл ботаника из школьного совета, отказавшего группе Марти в участии на конкурсе.
Слухи о том, что «Назад в будущее», рано или поздно, реанимируют в Голливуде, ходят давно. Слава Богу, что ни Гейл, ни Земекис на эти провокации не поддаются, разумно полагая, что всё, что они могли сделать в данном направлении — они уже сделали. Учитывая тот факт, что болезнь Майкла Дж. Фокса не позволит ему участвовать в новом фильме, мало кто захочет снимать продолжение приключений Марти МакФлая без него. По крайней мере, не сейчас, когда поколение, выросшее на этом фильме, заправляет в Голливуде.