Музыка романтизма: какая она?

Реклама

Сказки Гофмана, или Идеальная женщина

Одна возлюбленная предает, вторая умирает, третья — и вовсе кукла механическая. Как романический герой может любить подобных женщин? Где он ищет свой идеал?

Пьер-Огюст Лами, «Акт III. Джульетта» (цветная литография к опере «Сказки Гофмана»), 1881 г.<br />

Жак Оффенбах писал и произведения серьезного жанра, не только оперетты. Понятно, что они известны меньше. Но это не касается последней оперы — «

Реклама
Сказки Гофмана» — той, которую композитор не успел дописать. Это уже произведение трагическое. Как наполнен трагизмом весь европейский романтизм.

Реклама

«Легкомысленный и циничный» Оффенбах обращается к творчеству немецкого романтика Гофмана — писателя и композитора (многие помнят его «Щелкунчика» или «Крошку Цахеса»). Это и темы сказок Гофмана, и образ самого Гофмана. То есть и творчество — сюжеты сказок, и элементы биографии — все задействовано в этой опере.

Случайно или нет — но те же темы были выбраны Зигмундом Фрейдом в его работе «Зловещее».

В опере целых четыре истории любви героя. Их рассказывает подвыпивший главный герой — сам Гофман в таверне.

Реклама

Любовь первая — Олимпия — оказывается поющей механической куклой.

Это, несомненно, верное замечание имеет в виду, прежде всего, новеллу «Песочный человек» из «Ночных рассказов»; фигурирующая в ней кукла Олимпия попала затем в оперу Оффенбаха «Новеллы Гофмана». Я, однако, должен сказать — и я надеюсь, что большинство читателей этой новеллы согласятся со мной, — что мотив куклы Олимпии никоим образом не является единственным мотивом, на который следует возложить ответственность за несравненно зловещий эффект этой новеллы, и даже не тем, которому надлежало бы приписать этот эффект в первую очередь.

Это уже доктор Фрейд, а я деликатно замолкаю.

Реклама

Вторая новелла — «Антония». Гофман уговаривает девушку отказаться от карьеры. Но она выбирает пение, хотя знает, что может умереть. Это вполне может быть пародией на романтическую идею о «самопожертвовании ради искусства».

С третьей и вовсе беда. Куртизанка Джульетта крадет отражение Гофмана. Гофман без своей тени, Джульетта выпивает яд, приготовленный для другого, одним словом, совсем запутанная история. Все эти истории (они же — действия оперы) Гофман в подпитии рассказывает, будучи влюблённым в Стеллу, и там тоже исключительно сложная история. А есть еще и Муза, которая сама любит Гофмана и препятствует любви его к другим, чтобы поэт мог посвятить себя исключительно ей. На то она и Муза. И ко всему прочему есть положенные «оперные злодеи».

Реклама

Хотя в 1881 году (это год премьеры) европейский романтизм еще свободно дышал полной грудью, оперу «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха можно рассматривать и как некий приговор. Хождение по замкнутому кругу — главное занятие героя-романтика. Влюбленность в один тип женщин (Стелла и три героини как ее ипостаси). Эта «Мечта поэта» оказывается все время чем-то другим…

Магические очки, превращающие поющую куклу в предмет обожания. Темы призвания-служения, коварства и измены, присутствие в жизни непременных злодеев — это все «всполохи» романтизма. К тому же Гофман в конце теряет сознание — как высшая точка переживаний, а присутствующая в таверне публика объясняет, что он просто мертвецки пьян. Еще одна традиционная тема — опошление обывателем высоких чувств. Все у Оффенбаха доведено до высшей точки и одновременно до абсурда.

Реклама

Оперу Оффенбах не успел закончить — за него это сделали другие. Такое часто случалось, когда композитор внезапно умирал (Реквием Моцарта, некоторые оперы русских композиторов

и так далее). Жак Оффенбах всегда очень много работал. Прогрессировал ревматизм, состояние здоровья ухудшалось. Он умер от приступа удушья 5 октября 1880 года.

После смерти находились некоторые записи Оффенбаха, относящиеся к этой опере. Поэтому постановки «Сказок Гофмана» могут сильно отличаться в каждом случае. Был и кинофильм по опере (США).

«Баркарола»

Самый знаменитый номер из «Сказок Гофмана» — «Баркарола». Изначально баркарола — песня венецианских гондольеров, это видно из названия. К жанру баркаролы обращались многие — такая «водная, покачивающаяся» музыка, умиротворение и единение с природой.

Баркарола Оффенбаха живет отдельной жизнью — как концертный номер, как музыкальная вставка в кинофильмах («Жизнь прекрасна», «Титаник»). Эту музыку нужно обязательно послушать — как пример лирического и мелодического дара Жака Оффенбаха.

Реклама

Судьбу его оперетт можно назвать счастливой — многие до сих пор ставятся. Судьба самого жанра оперетта — неясна. Не нужно забывать, что впереди еще и знаменитые бродвейские мюзиклы. Впрочем, и жанр мюзикла сейчас, похоже, тоже переживает кризис.

Реклама

Люди плохо знакомы с мифами и сказками — на «эзоповом языке» разговаривать все труднее. Комедии становятся проще, шутки грубее. Чтобы объяснить смысл трех (из нескольких сотен!) произведений Оффенбаха, понадобилось две статьи. Несмотря на то, что многие из оперетт до сих пор на театральной сцене, слушатель не всегда ориентируется в скрытых смыслах. Но остается музыка. В лучшем смысле слова — легкая и лиричная. Музыка Жака Оффенбаха.

Раз уж мы попали в легкий жанр — оперетту, то проще пока в ней остаться, поменяв только «место жительства» и заглянув в Вену. Там живет семейство Штраусов — Иоганн Штраус и Иоганн Штраус.

Реклама