Что дает вуз? О барьерах специальных языков

Реклама
Грандмастер

В основном, знание языка! В анекдоте: Сколько языков знаете? Два — русский и матерный. Химик ответит — русский и химический. Физик — русский и физический. И так далее.

Нужды образования привели к дифференциации знаний. Дело в том, что западная цивилизация достигла необычайных высот в искусстве расчленения целого на части. Мы изрядно преуспели в этом искусстве, преуспели настолько, что нередко забываем собрать разъятые части в единое целое, которое они некогда составляли. Достаточно сказать, что по номенклатуре ВАК РФ

Реклама
химия подразделяется на 21 дисциплину, физика — на 23; экономика — на 19. Эта объективная тенденция и называется дифференциацией наук. Она необходима на стадии обучения узких специалистов. Но как справедливо заметил Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння».

Тем не менее, необходимость дифференциации объективна. Может быть, это не лучший путь, но мы не знаем другого для решения проблем расширения научного фронта. Для большинства людей углубление в какую-то область означает по необходимости отказ от поверхностного даже вникания в другие области — сил и времени не хватает. И, кажется, формальным путем здесь решения не найти. В то же время, есть момент личного решения. Если человек хочет этого сам, он вполне может не замыкаться в пределах узкой области и стремиться расширить кругозор, в частности, научный. Однако, если собрать вместе в одной команде различных частных специалистов, это еще не может обеспечить комплексного подхода. Кто-то должен в достаточной степени понимать их всех и «должен остаться в лавке!». Еще лучше, если они все будут к этому, хотя бы стремиться.

Реклама

Разделение естествознания на отдельные науки в наше время привело к ряду негативных явлений. Приведу два высказывания по этому поводу. Академик Ю. А. Косыгин, геолог по специальности, подводя итог своей научной деятельности, писал: «К концу ХХ века наука как бы разделилась на изолированные слои… Ученый специалист часто замыкался в своем слое, увлекаясь в его пределах деталями… Это создавало узость научного мышления, забвение целостности мира, проблемы которого могут решаться только совместной работой в разных специальностях или их взаимопроникновением. Разделение на специальности создает атмосферу затхлости и беспомощности». Мысли новосибирского ученого Ю. И. Кулакова

Реклама
поразительно совпадают с первым высказыванием: «Современная наука, разъединенная на локальные дисциплинарные вотчины, надежно огражденные друг от друга высотами профессионализма и охранными грамотами специальных языков, нелегко вырабатывает интеграционный стиль познания. Но природа сама по себе не знает таких барьеров. Ученые обязаны обеспечивать согласованность представлений, причем не только в пределах собственной специализации, но и по отношению к другим областям знаний».

Вот определения некоторых понятий и предметов, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни на языках специалистов.
Физик определит магнитные носители информации как ферромагнитный домен — макроскопические области ферромагнетика с различной ориентацией спонтанной однородной намагниченности.

Реклама

Автор (физикохимик) назвал свою докторскую диссертацию «Релаксационные эффекты и фазообразование в неравновесных конденсированных системах». А работа, во многом, посвящена обыкновенному стеклу.

В мире персональных компьютеров виртуальная память — это пространство на жестком диске, используемое как дополнение к ОЗУ для хранения данных, пока не нужных процессору.

На языке геологов кимберлит (горная порода, из которой добывают алмазы) — гипабиссальная ультраосновная порода порфировой структуры, являющаяся эруптивной брекчией. Какой термин! Эруптивная брекчия! Как звучит! Музыка — правда, геологическая!

В науке о народонаселении «бедные государства с избыточной демографией имеют тоталитарную тенденцию при склонности к внешней агрессии».

Реклама

В экономике большинство отдельных слов понятно, поэтому создается иллюзия, что в экономике каждый может разобраться без специальной подготовки. «В основе монетаризма лежит уравнение обмена (уравнение Фишера), объединяющее денежную массу в обращении, скорость обращения денег, среднюю цену и количество товаров».

Жаргону воров (арго) учат в тюремных «университетах». «Шнырит урка в ширме у майданщика, бродит фраер в тишине ночной. Он был плумбелем, а сек бананщика. Зыкнул по блатному: штымпель блу, легавый стой». Современный повседневный язык широко использует слова арго, выделенные курсивом и приведенные далее: иметь крышу, мочить в туалете, получить ксиву, за базар ответишь и т. п.

Эти барьеры специальных языков необходимы для понимания специальной литературы, но мешают интеграционным тенденциям современного естествознания и техники.

Реклама