Они были в Древнем Египте. Античный мир знал многих женщин, сочинявших стихи-музыку (а тогда все было в комплексе, искусство было единым). Многим знакомо имя прославленной Сафо с острова Лесбос.
Но считается, что первая известная женщина-композитор в западном смысле слова родилась в Византии более 1000 лет назад. Звали ее Кассия, и известна она как Кассия Константинопольская — поэтесса, монахиня, композитор. Родилась Кассия в 805 или 810 году в Константинополе, тогда столице Восточной Римской империи.
Весьма неординарной женщиной была Кассия Константинопольская. Умная, талантливая, весьма образованная. Была она из знатной семьи, могла стать императрицей. Но про нее говорили, что слишком она умна, чтобы стать императрицей. Вот такой то ли добрый, то ли сомнительный комплимент — даже и не знаешь, как реагировать.
А еще Кассия была красивой. Она даже участвовала в тех конкурсах красоты. А тогда они тоже были — смотры красавиц, но с «благородной целью» выбора жены для императора, а не просто так. Этакое брайд-шоу по-византийски. Впрочем, эта история иногда оспаривается, поскольку Кассия уже была слишком стара — все-таки 25 лет! Но никогда не оспаривалось то, что она была очень и очень красивой.
К тому же сохранились документы и свидетельства. Император Феофил был сражен наповал красотой Кассии. Он подошел к ней с яблоком (а это был символ) и завел беседу, как положено при знакомстве. Он сказал, что женщина — причина всех зол (имея в виду Еву и изгнание из рая). На что Кассия позволила себе возразить, что женщина — еще и причина всякого добра (имея в виду деву Марию).
Вот такой странный диалог произошел на смотринах. Кассия не позволила императору гендерно-некорректных высказываний, потому ее и не выбрали. Корона (настоящая, царская) досталась другой — Феодоре. Та знала и ценила старую византийскую поговорку: «Молчание — золото». В те времена мужчинам, видимо, совсем не важен был в отношениях с женщинами вопрос: «А поговорить?»
В Византии у женщины был богатый выбор в жизни: или замуж, или в монастырь, другого не дано. Кассия и собралась в монастырь, но женщиной она была еще и активной, деятельной, поэтому основала свой собственный. Она руководила монастырем, писала стихи и сочиняла музыку для служб. Сохранилось около 50 музыкальных литургических композиций Кассии (и более 800 светских стихов). Это уникальные произведения, намного превосходящие гимны тех лет, которые писали мужчины.
Итак, первая женщина-композитор считается Кассия — песнописица, святая Православной церкви (память 7 сентября, 16 октября). Ее произведения вот уже более 1000 лет как входят в богослужебные книги. И это — тоже случай уникальный.
С одним из знаменитых и очень красивых гимнов Кассии, который звучит во всех церквях по всему миру на Стихира Великой Среды, связана романтическая (но уже полулегендарная) история. Как будто император Феофил вовсе не забыл Кассию и перед самой своей кончиной приехал к ней в монастырь. Кассия в это время сочиняла очередной гимн. Увидев Феофила, она спряталась. Император зашел, посидел, прочитал стихи гимна, вписал одну свою строчку. И ушел, хотя заметил укромное местечко, в котором спряталась аббатесса. Он не стал ее тревожить. А Кассия тихо дописала этот гимн.
Документов и свидетельств об этой встрече уже нет, но легенда, доказывающая, что эти двое не забыли друг друга, живет. Как живет сам этот сочиненный гимн. Вот такая была Кассия — «женщина, слишком умная, чтобы стать императрицей».
Через три века после Кассии на территории современной Германии родилась Хильдегарда Бингенская. О ней уже немного написано, хотя неординарность этой женщины требует огромных трудов.
Бригитта Шведская (1303−1373 гг.) — еще одна неординарная женщина Средневековья, и еще одна святая (католической церкви).
Первая половина жизни этой женщины прошла достаточно «обычно»: в 13 лет замужество, 30 лет в браке, 8 детей (одна из дочерей также почитается как святая). После смерти мужа Бригитта посвятила себя церкви, основала орден (орден бригитток — и сейчас этот монашеский орден существует, вот уже скоро 700 лет). Одну из церквей этого ордена можно увидеть в городе Гродно, в Беларуси.
Скоро Бригитта переехала в Рим. Оттуда она совершила несколько паломничеств, после последней поездки в Иерусалим умерла в возрасте 70 лет. Канонизирована она была практически сразу же после смерти. А недавно Бригитта была провозглашена покровительницей Европы — наряду с другими пятью святыми, среди которых и
Как и положено, Бригитта Шведская сочиняла песни. Стихи и музыка Хильдегарды и Бригитты считаются вершиной духовной поэзии и музыки Средневековья. Но были и светские дамы, которые сочиняли свои песни. Так, история знает имена нескольких женщин-трубадуров. Пели они уже о любви, о достоинствах и коварстве своих возлюбленных.
Перескочив века, оказываемся в Италии XVII века. Барбара Строцци — «официальный» композитор эпохи барокко.
Барбара Строцци (6 августа 1619 — 11 ноября 1677) родилась в Венеции и была незаконнорожденным ребенком. Впрочем, это, видимо, было нормальным явлением: и все ее 4 детей были незаконнорожденные, да и сам ее отец тоже. Выходили из положения просто: родной отец становился приемным, усыновляя внебрачных детей. Так и Барбару удочерил родной отец, который ее воспитал, дал свою фамилию, образование — а затем и сделал единственной наследницей.
Писала Барбара в основном вокальную музыку, издавала персональные сборники своих мадригалов и кантат. Это очень красивая музыка, которую и сейчас с удовольствием исполняют. В немецком Дрездене
хранится портрет Барбары Строцци знаменитого итальянского живописца Бернардо Строцци — но он, пожалуй, просто однофамилец.Женщины эпохи Просвещения также любили музыку. Многие сочиняли. Сохранились вокальные и инструментальные произведения этих дам, хотя биографические данные скудны. В Вене Марианна Мартинес писала сонаты для клавесина. А также иногда играла в четыре руки с Моцартом. В Петербурге сочиняли княжны Нарышкина, Куракина и Долгорукова. А Мария Воиновна Зубова (дочь вице-адмирала В. Я. Римского-Корсакова) написала тогда знаменитую песню «Я в пустыню удаляюсь от прекрасных здешних мест».
Женщины эпохи романтизма — это особая тема. Достаточно вспомнить Клару Шуман
. Американка Эми Бич заслуживает отдельного разговора. Так же, как и Валентина Серова — первый в России профессионал в сфере сочинения музыки и мать великого художника Валентина Серова.ХХ век — эпоха полного допуска женщин в святая святых мужской жизнедеятельности, в том числе — интеллектуальной. Для кого-то до сих пор обидным фактом является то, что женщина пишет музыку — не какую-то особую «женскую», а общечеловеческую. То есть просто музыку. И таких женщин сейчас много — всех имен не перечислишь.
В 2006 году умерла Галина Уствольская — композитор, которого хорошо знают в других странах, но не на родине. В Киеве живет Виктория Полевая, в Германии — София Губайдулина, в Англии — Елена Фирсова, в США — Лера Ауэрбах.
Кто женщина — сосуд греха или кладезь добродетелей? Может ли она что-то сделать, оставаясь женой и матерью, или «не дано»? Спор старый, но поразительное дело: и сейчас можно столкнуться с подобными разговорчиками. Хорошо, что несогласным уже не обязательно удаляться в монастырь.