Для начала определимся с понятием «ковка». Ковка — обработка металла давлением в разогретом состоянии, то бишь вытащил железку из горна — и давай ее кувалдой… Что из этого может выйти? В руках мастера может выйти очень дорогая, стильная вещь, с виду, возможно, и неказистая, но для знатока местами просто волшебная. Этот вид ковки далеко не для всех, его оставим в покое, начнем с простого.
Чаще всего под красивыми словами «художественная ковка» скрывается слегка художественная, а то и вовсе не художественная согнуто-сварная конструкция. Большинство виденных мною на улицах образцов относятся именно к этой категории. Такие изделия достаточно дешевы, местами практичны, способны вызвать зависть соседей попроще и рвотные позывы соседей пообразованней. Выполняются практически в любой себя не очень уважающей мастерской. Хотя при творческом подходе результат может быть весьма на уровне, даже вообще без
Другая категория — сварная конструкция с элементами ковки. Это более дорогая вещь, при ее изготовлении, возможно, задействован ручной труд. Визуально ее можно отличить по всяким сплющенным/завернутым элементам, металлу с переменным сечением, утрированно «побито-замятым» местам. Это наиболее распространенная часть металлоконструкций с гордым названием «ковка». Результат тут может быть совершенно разным: от откровенно убогого до «глаз не оторвать». Все зависит от таланта и заинтересованности мастера. На иллюстрации 2 пример
Ну и, наконец, ковка, чистая и без оговорок. Что ее отличает? Невероятная сложность исполнения при довольно скромном вау-эффекте. Мастеру обязательно представлять весь проект целиком, разработать четкую последовательность операций, буквально каждый удар молотка. Переделки, добавления тут проблематичны, зачастую, чтобы добавить крохотный элемент, приходится нагревать добела все изделие, а после править его от случайных деформаций… Оценить такую работу может только знаток, для других она покажется грубой и примитивной.
Если вы все же решили украсить свой дом/дачу/участок кованным изделием, не поленитесь, загляните в мастерскую, посмотрите на работы. Узнайте, кто рисует
Постарайтесь прочувствовать атмосферу мастерской. Если вам показывают кучу рисунков и просят выбрать, какой нравится, а потом, в процессе работы, пристают с просьбами «глянуть на изделие» — это скорее всего шушера. Мастер, уверенный в своем мастерстве, скорее покажет несколько фото и попросит выбрать наиболее понравившееся, чтобы определиться с направлением работы, а потом попросит его не беспокоить, пока не будет результата. Хотя и полный невежда, пожалуй, поведет себя так же, но тут поможет осмотр мастерской, готовых или почти готовых работ. Запрашиваемая цена тоже важна: чем она выше, тем обычно выше уровень кузни.
Ну и, наконец, пара слов о литье. Часто можно увидеть с виду весьма «крутые» вещи. Но, приглядевшись, заметить, что некоторые, самые эффектные, кстати, элементы, похожи тютелька в тютельку. Это скорее всего литье или штамповка. Вид такие вещи придают весьма солидный, спору нет, но не следует забывать что в цене (да и в ценности) такая вещь сильно проигрывает своим кованным аналогам. Но это уже вопрос престижа, понтов и вкуса.