Ужастик «Ведьма из Блэр». Чудо маркетинга, или Как потеряться в Америке?

Реклама
Грандмастер

Трое студентов отправляются в захолустный городок Бёркеттсвилль (бывший Блэр), штат Мэриленд, чтобы снять документальный любительский фильм про местную страшилку — ведьму из Блэр…

«Ведьма из Блэр»

Идейным двигателем проекта является девушка Хезер, а два ее сотоварища, Джош и Майк, не особо веря во всю эту чушь, просто надеются хорошо провести время и по-быстрому вернуться в лоно цивилизации. В арсенале кинолюбителей — взятая на прокат 16-миллиметровая камера, карта местности, небольшой запас провизии на выходные и оптимистический настрой.

Реклама

Первый день путешествия начинающие кинематографисты потратили на опрос местных жителей. Выяснилось, что большинство таки в курсе зловещей легенды, но каждый вспоминал что-то свое. Кто-то рассказывал о пропавших в 1942 году детях, кто-то — о встрече с призраком старухи, а кто-то и вовсе предпочитал изъясняться пространно, не желая вдаваться в детали. Но все без исключения верили, что в местных лесах обитает нечто злое и противоестественное. Поэтому бродить там не стоит. Ни днем, ни, тем более, ночью.

На следующий же день студенты отправились в поход. Оставив машину на опушке, под командованием всезнайки Хезер они уверенной походкой углубились в чащу. И казалось, что всё идет по плану. Пройдясь по памятным местам таинственных ритуальных убийств, они направились было к заброшенному кладбищу, но тут-то и выяснилось, что карта нагло врет. И не успели наши друзья опомниться, как заблудились. Что в силу ограниченного времени, еды и желания шастать по холодному октябрьскому лесу представилось всем присутствующим совсем нерадостной перспективой.

Реклама

Однако ни потеря карты, ни постепенно уменьшающиеся запасы провизии, ни даже морозные осенние ночи не беспокоят наших героев так сильно, как странные, зловещие звуки, окружающие палатку с заходом солнца, и пугающие находки в лесу (вроде каменного индейского кладбища и явно рукотворных фигурок из веточек, развешанных по деревьям). С каждым днем надежда Хезер, Джоша и Майка на хэппи-энд слабеет, а с приходом темноты кошмарный треск веток и детский смех постепенно сводит заблудившихся горе-киношников с ума… А потом бесследно пропадает Джош. Оставшись вдвоем, Хезер и Майк медленно теряют рассудок и с ужасом ждут предстоящей ночи…

«Ведьма из Блэр» (1999) режиссеров Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеса наглядно доказала всему миру, что грамотный маркетинг зачастую творит чудеса. Их псевдолюбительская картина при бюджете всего в 22 тысячи долларов сумела заработать в мировом прокате более 248 миллионов, обеспечив себе место в

Реклама
Книге рекордов Гиннесса как самый прибыльный проект в истории кино. Расходы на рекламу фильма превысили затраты на его съемки в 1000 раз, но даже в этом случае киностудия Artisan, выкупившая права на ленту, поимела огромные барыши. Пока Джеймс Кэмерон вынашивал и создавал 8 лет свой «Аватар», создатели «Ведьмы из Блэр» потратили на съемки 8 дней. И кто тут, спрашивается, просчитался?

Реакция аудитории, несмотря на финансовые успехи ленты, была крайне неоднозначной. С одной стороны — приз молодежного жюри в Каннах. С другой — две номинации на Золотую малину, в том числе за худший фильм и за худшую женскую роль (Хезер Донахью, сыгравшая саму себя, приз таки получила). Пока одни радостно пели «Ведьме из Блэр» дифирамбы, в красках делясь подробностями своего неподдельного ужаса, другие плевались и сетовали, что, мол, картина вышла откровенно дилетантской, скучной и совсем не страшной. Любая возня и грызня была на руку создателям, которые молча взирали на дурацкие «холивары» по поводу своего творения и распихивали по мешкам хрустящие доллары, которые, как известно, не пахнут.

Реклама

Проблемы, на самом деле, никакой. Картина Мирика и Санчеса с точки зрения киноискусства не представляет ровным счетом никакого интереса. Доказывать обратное могут лишь те, кто, окромя «Ведьмы из Блэр», других фильмов не смотрел вовсе. И это отнюдь не значит, что за 22 штуки баксов нельзя снять что-либо достойное. Собственно, дело даже не в деньгах. Дело в отношении к зрителю.

Авторы «Ведьмы из Блэр», без сомнения, изначально понимали, что снимают фильм для создания прецедента, а не ради высокой идеи продвижения независимого и малобюджетного искусства в массы. Во главу угла был поставлен абсолютный минимализм, начиная от финансовых вложений и заканчивая визуальными средствами. Малоизвестные актеры в сценарии были лишены диалогов и, имея на руках лишь общее описание персонажей, были вынуждены отчаянно импровизировать в каждой сцене. Скупые

Реклама
спецэффекты (в основном, звуковые) — результат не кропотливого труда специалистов, а дурачества съемочной группы, которая в полном составе бродила в темноте, шуршала павшей листвой и ломала ветки деревьев. Всем было понятно — задача не в том, чтобы снять хорошее кино. Задача снять что-нибудь и попытаться это продать подороже.

Тем не менее, будем честны, определенное новаторство в работе Мирика и Санчеса имеется. Спрашивается, если все такие умные, почему никто раньше не додумался сотворить что-либо подобное? Да, непосредственно авторам «Ведьмы из Блэр» это славы в перспективе не принесло: больше режиссеры в паре никогда не работали, а их нынешние фильмы никому не интересны. Однако ж многие десятилетия в фильмы ужасов вкладывались огромные средства. В первую очередь, на воссоздание на экране различных монстров и призраков, начиная с демонической куклы Чаки и заканчивая гигантскими чудищами, вроде Годзиллы. Никому и в голову не приходило, что достичь саспенса можно гораздо более скупыми средствами. Достаточно лишь подключить к процессу самого зрителя, позволив аудитории самостоятельно вообразить нечто ужасное. Страх — дитя воображения.

Реклама

Я не буду унижаться до сравнения сего опуса с шедеврами Хичкока, но, согласитесь, принцип-то совсем не новый. Незачем всю дорогу запугивать публику страшными рожами, проливать тонны бутафорской крови и размахивать в кадре оторванными конечностями. Достаточно лишь создать атмосферу «предчувствия страха». Ожидание ужаса действует намного сильнее и глубже. И создатели «Ведьмы из Блэр» прочувствовали сей момент на полную катушку.

Не секрет, что основная масса негатива, выплеснутого на режиссеров, связана не столько с дилетантской игрой актеров и отсутствием визуализации кошмаров (чего греха таить, все напряженно ждали — когда же покажут ту самую ведьму), а «эпикфейлом» в финале, оставившим аудиторию в полном недоумении. Концовка фильма до сих пор вызывает раздражение своей недосказанностью, хотя еще в самом начале фильма для особо сообразительных было сказано, что пленка якобы найдена, а сами студенты — нет. То есть можно было предположить, что участь их незавидна. Тем не менее, зритель терпеливо ждал, когда с экрана наконец выпрыгнет призрак и пожрет незадачливых кинодеятелей, а вместо этого поползли финальные титры.

Реклама

По прошествии лет «Ведьму из Блэр» уже можно считать классикой нового жанра — псевдодокументального кино. Многие пытались повторить успех фильма, снимая в той же манере, но мало кому действительно улыбнулась удача. Среди последних — «Паранормальное явление» и «Последнее изгнание дьявола», упрочившие позиции нового жанра в Голливуде, где отныне практически ежегодно студии тратят копейки на подобные ужастики в надежде вытянуть счастливый билет. Однако прежнего ажиотажа уже не предвидится.

Реклама