Однако, считая себя знатоком истории радиоактивности и атомных проектов, в одной из оригинальных работ
Моя гордыня была в очередной раз посрамлена оригинальным источником. Имя А. Ниепса (Ньепс — Abel Niepce de Saint Victor, 1805−1870 гг.) в истории радиоактивности до этого момента мне не встречалось.
40 минут работы в Интернете открыли удивительные факты. Оказывается, во Франции XIX века существовал целый клан Ньепсов — изобретателей в области фотографии. Абель Ньепс экспериментировал с нитратом урана с 1857 по 1861 год и обнаружил явление засветки фотопластин после контакта с солями урана. Он пришел к выводу, что «явление есть некоторый вид лучей, невидимых для наших глаз». Но открытие было преждевременным. Никто не смог объяснить это явление. Эдмонд Беккерель (1820−1891), отец Анри, который работал в Музее Естествознания с А. Ньепсом, тоже обсуждал это открытие и дал свою собственную неправильную трактовку. В то время наблюдения А. Ньепса были отклонены и, казалось, забыты.
Легко вообразить, что происходило в уме Анри Беккереля в 1895 году, через три года после того, как он занял место своего отца в Музее естествознания, когда он читал статью В. Рентгена об открытии X-лучей. А. Беккерель знал от отца и из публикаций 1857−1861 гг. во французском академическом журнале «Comptes rendus de l’Acadmie des sciences» об опытах А. Ньепса. Он повторил опыты Ньепса, представив это случайностью.
Надо отметить, что А. Беккерель нехорошо выглядит в конце этой драматичной истории. Вскоре после того, как он объявил о «невидимой радиации, испускаемой солями урана» в Академии в 1896, несколько уважаемых ученых указали, что-то же самое открытие с тем же самым минералом и фактически тем же самым методом было сделано сорока годами ранее, и результаты изданы в том же самом журнале.
Надо сказать, что ссылка на предшественника не повредила бы А. Беккерелю, ибо к моменту присуждения Нобелевской премии А. Ньепс умер (по статусу Нобелевская премия посмертно не присуждается). Итак, восстанавливая справедливость, хотя бы в этой заметке следует считать первооткрывателем явления радиоактивности Абеля Ньепса (Ниепса) в 1857—1861 годах. Во времена
К сожалению, подобными фактами полна история науки. Вспомним хотя бы коллизию с открытием комбинационного рассеяния света (эффекта Рамана)
Противоположный пример этичного поступка, образец добросовестного отношения к делу, уважения к научным предшественникам продемонстрировал Альфред Уоллес, написав статью о естественном отборе во время завершения работы Чарльза Дарвина над своим трудом «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь».
Свою работу он опубликовал после выхода книги Ч. Дарвина и даже ввел термин «дарвинизм».