Зал для занятий классическим балетом представляет собой помещение, облицованное зеркальными панелями, с дощатым полом и перекладинами у зеркал. Эти перекладины — не что иное, как пресловутые «станки». Это деревянный брус с металлическим шестом в центре. Станок может быть переносным, например, для показа элементов класса на открытых уроках, когда стенки выносят на сцену, но чаще всего станок жестко крепится к стене и полу. Брус идет на определенной высоте, чтобы рука, лежащая на станке, не задиралась сильно вверх, но и не приходилось нагибаться, чтобы достать до перекладины. Поэтому чаще всего у станка 2 перекладины — на любой рост.
Идеальным покрытием для пола является доска. Для предотвращения пылеобразования и лучшего сцепления обуви с полом последний периодически в течение занятия опрыскивается водой.
Любое занятие имеет стандартные блоки: разминка, станок, «середина», прыжки. Начинается и заканчивается урок обязательным общим поклоном учителю. Это эквивалент тому, как в обычной школе дети встают, когда учитель входит в класс.
Дальше студенты расходятся по своим местам у станка. В зависимости от уровня мастерства ученика он может стоять в разных частях зала: по центру — самые успешные и талантливые, ближе к центральным местам боковых линий — «стремящиеся» к обучению, далее места распределяются между остальными. В процессе обучения можно изменить свое место как в лучшую, так и в худшую сторону.
Сначала идут упражнения на разогрев стоп и корпуса. Это выполняется лицом к станку, обе руки на перекладине. В принципе, разогрев у станка — понятие условное, т.к. перед приходом преподавателя ученики обязаны разогреться сами по полной программе. Существуют также специальные костюмы для разогрева, которые либо надеваются на все тело, либо только на ноги.
Далее идет основа классического (да и не только) танца — экзерсис. Перечень упражнений давно устоялся и является абсолютно идентичным в России, Японии, США, Австралии и любом другом месте земного шара. Сначала упражнения делаются с правой ноги, левая рука на перекладине, после окончания — меняется нога и рука, и все сначала, но уже с другой ноги.
Названия упражнений происходят из французского языка: Plié - плие, Battement — батман, Rond de jambe — ронд де жамб. При этом каждого вида упражнений существует еще несколько, например, деми плие, гран плие, батман тандю, батман фондю
Далее, после станка, идет «середина». Здесь также важна позиция артиста, т.к. центральный станок стоит в первой линии. Ученики выходят в центр зала и повторяют основные элементы экзерсиса, но уже без опоры и без смены ног, а чаще всего в комбинациях. Также здесь отрабатываются позы рук, положение корпуса, появляются новые термины: Port de bras — порт де бра, Attitudes — аттитюд, Arabesques — арабески. На этом этапе идет и отработка вращений, или «туров», на месте.
После этого начинаются прыжки. Сначала невысокие, здесь важны работа стопы, правильное начало и завершение прыжка, т.к. нет продвижения. К моменту перехода к большим прыжкам ученики смещаются в угол зала идет работа «по диагонали». Большие прыжки делаются из одного угла зала в другой по диагонали и по очереди. Здесь уже идет акцент на высоту прыжка, завис и длину полета.
Также «по диагонали» идет отработка вращений в движении.
Перечисленный распорядок занятия является основным и происходит везде одинаково, будь то начальные занятия с малышами или репетиции в ведущем театре страны. Эта же методика является основной в работе народных коллективов, где точно также есть свой «народный» станок, где все элементы точно такие же, просто с колоритом какой-либо страны: например, гранд батман жете делается с характерной для Венгрии «восьмеркой» рукой.
Ежедневные занятия оттачивают мастерство артиста, и к духовной составляющей образа Одетты-Одиллии добавляется высокий арабеск и техничное фуэте.