Бэнкси… Что сделал этот человек, чтобы заставить говорить о себе миллионы людей? Почему его творчество вызывает столько споров?
Есть мнение, что настоящее имя художника Роберт или Робин Бэнкс, хотя наверняка этого никто не знает, никто не видел его фотографий, ничего не известно о его личной жизни. Человек-загадка. О нем мы знаем совсем немного.
Бэнкси (Banksy) — псевдоним английского художника граффити, творчество которого можно отнести к андеграунду. Существует мнение, что Бэнкси родился в 1974 году в Бристоле. В юношеском возрасте он начал заниматься граффити как обычный райтер. Постепенно время, жизненный и райтерский опыт сформировали мировоззрение молодого человека.
Ничто в жизни не даётся просто так, и тот стиль, который определил для себя художник, — плод творческого поиска себя, способа самовыражения через систему отработанных технических приёмов (использование трафаретов). Работы Бэнкси не оставляют современников равнодушными. Не столь важно, какую реакцию они вызывают. Главное заключается в том, что они заставляют остановиться и задуматься, ведь его выставочные залы — многие города и страны, его работы неординарны, они полны содержательности, имеют ярко выраженную социальную направленность.
Стоит только удивляться работоспособности этого человека, умению организовать своё время. Ведь именно эти качества позволили ему, помимо прочих дел, создать такое количество работ. Надо сказать, что даже при самом негативном отношении к граффити работы Бэнкси просто невозможно не отметить не только потому, что они отличаются глубиной замысла, но и потому, что они максимально приближены к каждому из нас. Его персонажи, яркие и выразительные, словно прохожие или наши соседи. Они совсем рядом. То призывают к свободе, то живут обычной жизнью, занимаются своими делами. С ними вполне можно пообщаться.
Ещё один момент поражает в работах Бэнкси. Это композиционная и графическая грамотность, которая просматривается в его работах невооруженным глазом. Без этого художнику вряд ли бы удалось добиться признания плодов его труда огромным количеством как простых людей, так и современных художников во многих странах мира.
Привлекает отсутствие традиционных тегов. Для художника и для нас имеет значение только сам рисунок и то, что внутренне его наполняет. Если почитать публикации об этом художнике, пересказывать которые не имеет смысла (лучше сделать это самостоятельно), станет ясно, в чем заключается магическая сила притяжения его искусства. Это неординарность во всём: в образе мыслей, в поступках, в творчестве.
Человеку, приученному никогда и ничего не писать на стенах, не царапать на столах и стеклах, трудно воспринимать граффити, потому что для этого надо перешагнуть через сложившиеся годами стереотипы. Работы Бэнкси в этом смысле стоят особняком. Максимальная приближенность его искусства (а я считаю, что именно так следует называть его творчество) к событиям реальной жизни и эмоциональное неравнодушие к людям позволили художнику создать незабываемые образы — то гротескные, то трогательно нежные.
И пусть мы не знаем его настоящего имени, Бэнкси как художник заслуживает того, чтобы с его творчеством познакомилось как можно больше людей.
Что же касается, вандализма… Может быть, есть смысл сделать искусство граффити максимально легальным, чтобы и волки были сыты, и овцы — целы?