Коледа краселка,
Коледа красная девка,
Коледа не летай далеко.
Коледа, не садись близко…
Колядки — интернациональное явление, по крайней мере, для европейской культуры. Христианские традиции, безусловно, восходят к древнейшим языческим временам. Некоторые исследователи выводят праздник еще к шумерской цивилизации. Верховное божество по имени Мардук убил чудище-богиню по имени Тиамат (которое символизирует Хаос) и стал творить мир. Он его сотворил.
Но мир нуждался в постоянном обновлении, иначе Хаос мог отомстить за смерть своей богини. Для этого обновления мира существовал свой праздник — Загмук. И этот праздник приходился на день зимнего солнцестояния, которое было началом нового года. Поскольку Мардук бился с Тиамат 12 дней, то и праздник тоже продолжался 12 дней. В древнем Вавилоне праздник разыгрывался при дворе царя, последний и изображал Мардука. Естественно, были разнообразные обряды (некоторые вполне жутковатые), шуточные битвы, процессии, магические пожелания процветания в следующем году. Были танцы и играла музыка.
Античная цивилизация немало позаимствовала из шумерской. Особенно это касается древнего Рима. Правда, римляне предпочитали не вживую бороться с подземным миром, а «удерживать» его с помощью магии. Вечнозеленые деревья подошли как мощный символ защиты. Сатурналии у римлян приходились на конец декабря, праздник продолжался несколько дней — с кушаньями и питием, как положено.
У древних кельтских и германских племен были свои боги и свои празднования нового года. Но многое было общим: защита от сил зла, благодарность за прошедший год и пожелания для наступившего.
Дальше все более-менее известно — наступила христианская цивилизация. Появились новые праздники, среди которых один из важнейших — Рождество. Появилась и своя рождественская музыка. Так же, как сами праздники имели много общего с более древними, праздничная музыка изначально восходила к музыке древних цивилизаций. Известно, что первые рождественские гимны пелись на мелодии древнееврейских гимнов и псалмов. Прибавлялась и мелодическая составляющая от песнопений античной цивилизации. Таким образом, архаика переплеталась с новыми зарождающимися традициями.
Об истории рождественских колядок известно довольно много. После запрещения церкви они жили в народе, подпитываясь народным фольклором и мелодиями. С XIX века — новый расцвет рождественских песен в Европе.
В Западной Европе рождественские песни называются carols. В каждой стране — свои песни. Навскидку дам несколько названий.
- Во Франции: Celebrons la naissance, Il est ne, le divine enfant, Les anges dans nos campagnes
- В Германии: O Tannenbaum, Ihr Kinderlein Kommet
- В Дании: Barn Jesus, Deilig Er den Himmel Blaa
- В Италии: Dormi, dormi, o bel bambin,
- В Испании: Chiquirriquitin, Campana sobre Campana
- В Польше: Dziasiaj w Betlejem, W Zlobie lezy и многие другие.
Ходя Илья на Василья
Куды не махнеть — там жито расте
Это уже наше. На территории Российской империи существовали свои многочисленные рождественские традиции: например, Коротун, Щедрый вечер — украинская традиция, или Цари Коляды — белорусская. Обряды могли немного отличаться, как и мелодические попевки, но в целом культурное пространство было общим.
Если уж совсем честно: там как раз многие традиции сохранились — в отличие от Центральной России. Да и в самой России были свои локальные отличия. Но можно попробовать как-то что-то реконструировать.
Русские колядки также изначально были языческими. В празднованиях тоже был задействован круг идей: смерть (хаос) — возрождение. Все длительные праздники разделялись на 2 части: Святые вечера и Страшные вечера. Существовали свои обряды, связанные с дохристианскими временами.
Так, например, считалось, что в это время дома могут посещать души умерших предков, поэтому готовилась кутья (поминальная пища). С этим поверьем были связаны и очистительные ритуалы. Кстати, колядовать до снега было нельзя (снег — тоже как одна из ипостасей душ умерших).
Но главный обряд — колядование. Ходили от дома к дому, желали блага, пели. Часто ходили раздельно: взрослые мужчины (матерые), замужние женщины, девушки, дети.
Детские колядки были вполне детскими по сути:
Христослав, христослав,
Меня батька послав,
Матка не пускала.
Дайтя кусок сала!
Под самый Новый год щедровали обычно женщины:
Молодой Иванушка, коня седыла я, щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье.
Вообще репертуар гендерно различался: мужчины пели рождественский тропарь «Рождество твое», а также обрядовые песни в «вождении козы». Интересно, что были свои «молодежные песни» для холостых молодых. Могли и девушки попеть после колядки «свадебное величание» у дома неженатого парня.
Часто колядующие рядились — то есть переодевались, становились ряжеными: нищими, стариками, животными (особенно распространен был образ козла или козы). Одежда эта представляла собой то, что мы бы назвали «рванина», а также шкуры и маски. Если хозяева отказывали в угощении — ряженые могли и похулиганить. Но обычно хозяева сами зазывали — для собственного благополучия, «чтоб свиньи велись». Ведь ряженые — это тоже духи предков. Они желают добра, и их нужно уважить.
Пели церковные гимны, духовные стихи. С припевом «Коляда!» это уже была колядка. Существовал еще вариант под названием авсеньки с припевами:
Таусень! Баусень! Благослови-ка Бог, завтри новый год. Таусин!
Или:
Как летел соколок через божий домок. Таусень, маусень!
Здесь уже большое значение имеют местные отличия.
Многое, к сожалению, утрачено. К счастью, XIX век — это еще и век расцвета российской фольклористики. Были собраны всевозможные материалы на огромной территории. Все было издано, то есть хотя бы в одном смысле сохранено. К чести русских композиторов XIX века нужно сказать, что они постоянно использовали народные песни в крупных «серьезных» произведениях.
Кто бы сейчас помнил о существовании украинской веснянки «Выйди, выйди, Иваньку»? Но знают все, кто хоть как-то связан с музыкой — благодаря
Это коснулось и колядок. Записывали и обрабатывали их многие композиторы. Желающие могут попробовать найти и послушать песню «Коледа-Моледа», записанную и обработанную замечательным композитором Анатолием Лядовым (Восемь русских народных песен для оркестра, 2-я часть). «Коледа-Моледа» — одна из самых известных старинных колядок, та самая, которая приведена в начале статьи.
О том, что пели «на зимние праздники» в церквях и в городских светских домах, можно будет поговорить в следующий раз.
Продолжение следует…