В театре, Но создаются совершенно особые маски из дерева. Они, как правило, лишены яркой декоративности, крайне просты. В то же время они удивительно изящны и очень точно передают контуры лиц людей разных возрастов и типов. Они точно соответствуют персонажам драм. Это — маски-амплуа старцев, мужчин, женщин, божеств, духов, демонов. Сейчас известно 86 наименований масок Но.
Издавна маска Но, как и многие вещи в средневековой Японии (зеркала, амулет, меч, обереги), наделялась магическими свойствами. Отголоски этих верований дошли до наших дней и выражаются в трепетном отношении актера к маске. Он никогда не переступит через маску, лежащую на полу в актерской уборной. Там всегда есть алтарь с самыми старинными масками, принадлежащими данному актерскому дому. Маскам даже дают имена. Обладание древними масками поднимает престиж актерских школ в глазах зрителей.
Умение носить маску дается актеру нелегко. Она должна сидеть плотно и укрепляется на голове при помощи завязок, продетых в ушные отверстия по бокам маски. Глазные щели в маске очень малы, поэтому актер может видеть, в лучшем случае, публику в задних рядах. Он воспринимает мир примерно как слепые люди.
Естественно, возникает вопрос — зачем нужны такие сложности? На самом деле, с помощью отключения зрения достигается особая способность к перевоплощению, связанная с идеально свободной ориентацией на сцене, когда актер почти вслепую ощущает каждый ее сантиметр. Он как бы вступает в мистическое общение с пространством, сосредоточивается до полного самозабвения на персонаже — маске.
Искусству, Но актер (только мужчина) начинает обучаться с шести лет. В 12−13 лет он проходит обряд посвящения в мир Но. В торжественной обстановке глава труппы надевает на лицо юного актера самую древнюю маску старца Окина.
Трудности первого этапа привыкания к маске обычно заканчиваются к 20 годам. После этого актер может исполнять роли юных красавиц и молодых воинов. После 30 лет он начинает играть очень сложные роли безумных женщин, демонов и богов. И лишь после 60 лет актер получает право исполнить великие женские роли в маске старой, но бывшей в молодости несравненной красавицей женщины.
Маска, Но не символ, а вещественное свидетельство превращения актера в того, кого он играет.
Церемония надевания маски перед спектаклем — целый обряд. Актер бережно держит ее в руках, долго и пристально созерцает, затем укрепляет на лице и еще некоторое время в полном облачении стоит перед большим зеркалом. Это и есть тот момент, когда он полностью растворяется в своем персонаже, сливается с ним. Затем он направляется к занавесу, стоя лицом к сцене, ждет выхода. И начинается мистерия…