Михаил Врубель приезжает в Киев из Санкт-Петербурга в 1884 году молодым 27-летним студентом Академии художеств по приглашению профессора Адриана Прахова. Профессор долго искал нужную кандидатуру для реставрации фресок XII века в Кирилловской церкви, и его друг П. Чистяков порекомендовал своего лучшего ученика. Таким образом, в доме уважаемой семейной четы Праховых появился высокий худощавый юноша и с азартом приступил к работе.
Почти все вечера Врубель проводил в доме профессора, обсуждая работу по восстановлению фресок и созданию новых работ, изучая книги и источники по истории византийского и русского искусств. Художник трудится над такими работами, как фигуры ангелов, головы Христа, Моисея, композиции «Сошествие святого духа» и «Оплакивание». Работал он с вдохновением, полностью отдаваясь рисованию, и очень раздражался, если его кто-то отвлекал.
Работа работой, но помимо важных дел появляются и дела душевные. Он много времени проводит в беседах с женой своего руководителя. Эмилия Львовна Прахова, мать троих детей, была душой всего киевского художественного общества. Они беседуют о музыке, поэзии, литературе. Но через некоторое время Врубель понимает, что разговоры уже выходят за рамки чисто дружеских, и в его сердце пылает страстная любовь. Он не спит по ночам, страдает, при входе в дом Праховых начинает бешено колотиться сердце, мысли улетают в небо с мольбой подарить ему хоть каплю счастья с Эмилией.
В своих письмах к сестре он упоминает о своем чувстве, но никто не догадывается, насколько оно сильно. Даже Эмилия Львовна. Однажды Михаил дарит ей свою картину «Восточная сказка». Эмилия Львовна отказывается ее принять и уговаривает показать ее известному меценату Терещенко, доказывая, что произведение заслуживает экспозиции на публике. В порыве обиды и гнева Врубель разрывает картину на куски… Несколько дней спустя — извинения за грубость, а она ему возвращает разорванные куски, на основе которых потом художник напишет второй вариант.
До профессора Прахова уже доходили слухи о том, что у его жены появился молодой поклонник. В порыве крайнего недовольства он решил избавиться от соперника: предложил своему ученику поехать в Италию познакомиться с творчеством старых мастеров, а заодно и закончить работу четырех икон — «Иисус Христос», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл», «Богоматерь с младенцем». Врубель уезжает в Венецию, увозя с собой и портрет любимой, но душа его рвется в Киев. По возвращению обратно иконы были закончены, и в образе Богородицы все увидели черты лица Эмилии Львовны, а в образе Иисуса Христа — портрет ее маленькой дочери Оли…
Произошло ли объяснение Врубеля и его возлюбленной — наверняка навсегда останется загадкой. Но он писал своему другу М. Коровину: «Я резал себя ножом. Поймёте ли Вы? Я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Работы в Кирилловской церкви завершились. В картине «Сошествие Святого духа» Врубель изобразил своих знакомых, а в виде одного из ангелов — себя. В 1885 году он уезжает в Одессу, но потом снова возвращается в Киев. Здесь пишет такие картины, как «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточную сказку». В это время начинаются работы по росписи Владимирского собора. Михаил опять обращается к Прахову со своими эскизами, но в их отношениях чувствуется крайняя напряженность. Профессор не скрывал своей личной неприязни, и работы были распределены без участия Врубеля. При этом профессор признавал, что его отказ был продиктован сугубо личными мотивами. Но в конце концов, Врубелю досталась работа по выполнению орнаментов.
Вскоре Врубель уезжает из Киева и больше сюда не возвращается никогда. Слишком болезненным было его пребывание в городе. Говорят, что впервые идея написать Демона появилась еще в Киеве, он даже показывал наброски отцу. К сожалению, они не сохранились, художник сам их уничтожил.
Образ Эмилии Львовны Праховой еще долго стоял перед глазами художника, некоторые даже угадывают ее черты в «Демоне сидящем». В будущем Врубеля ждал счастливый брак, признание в работе, поддержка поклонников, потом — финансовые трудности, критика и больница для душевнобольных.
А семья Праховых спокойно продолжала жить в Киеве, до них доходили только слухи об успехах и болезни Врубеля. Эмилия Львовна пережила его на 17 лет. С мужем она рассталась, а свою дочь попросила сжечь все письма, которые ей писал молодой влюбленный поклонник. Дочь просьбу матери выполнила.