Память не стареет? Баронесса Фальц-Фейн

Реклама

«Хорлы напомнили мне тот мир, в каком, наверное, жили романтики и бродяги ослепительной гриновской мечты. Внешне город был похож на оранжерею среди прудов и экзотических клумб: вдоль широких улочек белели односемейные дома, утопавшие в цветении фруктовых садов». (Валентин Пикуль)

До заселения полуострова его называли «Снежный», таким видели его тюркские племена, проплывавшие мимо. Таким увидела его и она. Баронесса Софья.

История помнит имена многих сильных женщин, но мне хочется рассказать именно о ней. Может, потому, что я выросла рядом с ее вечностью, ставшей моим настоящим. Ее имя должно быть вписано в историю Украины.

Софья Богдановна Фальц-Фейн (в девичестве Кнауф) вышла замуж не по любви. В нее были влюблены два брата Густав и Эдуард, девушка ответила взаимностью Густаву, но их отец благословил брак Эдуарда. Софья была хорошей женой. Она родила мужу семерых детей, но счастья в семье не было. Эдуард чувствовал себя нелюбимым и искал утешения в работе. Вскоре он умер, попросив Густава заботится о жене и детях. Софья и Густав поженились.

Реклама

Был выстроен великолепный дворец в Преображенке, всегда полный гостей. Густав, когда приезжал в Феодосию, познакомился там с Айвазовским и пригласил его погостить в Преображенку. С тех пор великий художник стал частым гостем в доме Софьи Богдановны. На рекламной вывеске консервного завода Фальц-Фейнов в Одессе была помещена картина Айвазовского «Торговые парусники на море». Но в 1890 умер Густав, он успел прожить сорок пять лет.

Основным бизнесом семьи была стрижка овец, но после появления на рынке австралийской шерсти Софья Богдановна решила сменить направление. Она взяла курс на промышленность. Через несколько лет у нее уже были цеха по переработке мяса и рыбы, винный завод, кондитерская фабрика, а также консервный завод в Одессе («Золотая рыбка на велосипеде»).

Реклама

Целеустремленность и сила воли этой женщины поражают. Баронессу не покидала мысль о создании своего порта, благо земли ее находились у моря. И вот, вычитав у Страбона о том, что где-то в Каркинитском заливе была гавань херсонесцев, она нашла на полуострове Хорлы место для строительства порта. Он стал незамерзающим, вода из источников подогревала морскую воду. Это давало возможность круглогодичного морского сообщения с другими странами, порт Хорлы создавал достойную конкуренцию другим черноморским портам.

Первыми поселенцами Хорлов стали батраки, которых Софья нанимала в Каховке для строительства. Она слыла превосходной хозяйкой — щедрой, справедливой, прогрессивной. Баронесса Фальц-Фейн всеми силами старалась развить инфраструктуру городка, и в 1896—1900 гг. население насчитывало около 2000 семей. Значительным событием стало открытие обширной телефонный линии 22 сентября 1898, она связывала Перекоп, Асканию-Нову…

Реклама

Официально Порт Хорлы был открыт в 1903 году, а к 1907 г. с него на 29 судах было вывезено в Англию, Грецию, Германию, Италию и Голландию 2,2 млн. пудов груза.

Софья Богдановна гордилась поселком как своим детищем. И было чем! По зеленым улицам бегали счастливые дети, в аккуратных белых домах портовиков жили довольные и благодарные люди. Было высажено множество диковинных растений, между домами тут и там разлились небольшие пруды. Действовали устричный завод, мельница и метеостанция.

Труда, сил и вдохновения… Всего хватало этой Женщине. Труда, сил и вдохновения требовала она от людей, работавших на нее и щедро вознаграждала их.

Кроме того: для местной торговли баронесса открыла монетный двор. По выходным жители и гости городка могли наслаждаться выступлением хора и оркестра, был открыт кинотеатр «Иллюзион». Баронесса Фальц-Фейн открывает бесплатные гимназические трехгодичные классы для детей. В одном классе проходило обучение 34 мальчиков и 22 девочек. Детей, стремящихся к знаниям, и особенно талантливых она отправляла учиться дальше, оплачивая их обучение. О ее отношении к жителям городка говорят некоторые факты. К примеру: на каждое бракосочетание она сама шила невесте платье. Она искренне любила людей, жизнь и радовалась любым ее проявлениям.

Реклама

Но не все в ее семье было хорошо. Один из сыновей сошел с ума, ни одна из лучших клиник Европы не смогла помочь ему вновь обрести рассудок. Кстати, причиной была весьма романтическая история, память о которой до сих жива. По рассказам жителей села, при баронессе Софье служила в горничных девушка Дарья, в которую влюбился один из сыновей баронессы. Чтобы не допустить неравного брака: баронесса отсылает за границу сына, а к Дарье направляет молодого негра, который работал в порту, чтобы он обесчестил девушку. Вырвавшись из объятий насильника, Дарья убежала к морю, чтобы покончить с жизнью. В море рыбак увидел девушку, которая вошла в воду, и понял — она прощается с жизнью. Вытащив Дарью из воды, рыбак забрал ее к себе домой, а наутро пустил слух, что она утонула на его глазах. Переживая горе, сын баронессы в Италии заказал две мраморных скульптурки для фонтанов в Хорлах «Купальщица» и для фонтана «Серафима» в Аскания-Нова. После того как рыбак узнал о страданиях молодого барина — решил сказать ему правду. Пригласив Густава к себе, передал живую и невредимую Дарью. Под покровом темноты тайно на торговом судне барин со своей возлюбленной переправились за границу.

Реклама

Еще один сын Софьи Богдановны, Фридрих, стал ученым и создателем заповедника Аскания-Нова. В 1914 году император Николай ll удостоил своим визитом заповедник. В его честь была воздвигнута триумфальная арка. Царь был в восторге, за что Фридрих Фальц-Фейн был удостоен особой царской награды.

Все шло своим чередом. Рос порт. Поставки становились все больше и больше. На протяжении 1909−1911 гг. список держав, которые получили грузы из Хорловского порта, значительно расширился. В него вошли Англия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Швеция, Греция, Австро-Венгрия. По причине высокой популярности порта было открыто отделение Российского банка. В еженедельном «Вестнике финансов, промышленности и торговли», издаваемом в Петербурге, размещались уведомления об отправке грузов из Хорлов. Возник проект строительства железной дороги, которая соединила бы Хорлы с государственной железной дорогой. Все было хорошо.

Реклама

Шел 1917 год.
Всем отлично известно, ЧТО это был за год. В 1919 году нож революции полоснул и маленький городок Хорлы. Портом тогда управлял некий Таран, человек простой и наивный. Революционных событий не произошло. Управляющий добровольно присоединился к большевикам, ибо верил, что все останется по-старому. Когда был получен приказ из центрального штаба следовать отряду на Перекоп, Таран не оставил охрану баронессе. Он верил своим единомышленникам и даже не заметил, что от группы отделились два матроса и вернулись в Хорлы. Баронесса находилась тогда в портовой конторе, как всегда за делами. Пуля настигла ее через замочную скважину. Ей было 84 года. Она отказалась от отъезда за границу, сказав детям: «Я старая женщина, всю жизнь делала людям только добро, кто меня тронет?» Как оказалось, было кому…

Реклама

После этого кладоискатели и «партийцы» перерыли весь полуостров в поисках богатства. Не нашли ничего. Оно было совсем рядом — порт, здания, суда, счастливые люди…

Жители городка тайно похоронили баронессу на кладбище.

Советские хозяйственники города Хорлы на 80 процентов уничтожили созданное этой великой женщиной, не смогли только уничтожить память, которая живет в сердцах людей. Баронессу Фальц-Фейн воспевали поэты, о ней писали прозаики (Н. Фогель, Н. Данилевич, В. Пикуль). Память не искоренить. Великие дела живут вечно! И пусть это всего лишь набор банальных фраз, но как бы там ни было, когда я сейчас прохожу мимо заброшенных амбаров, винных погребов, портовой конторы, я думаю о Ней. Мало того, я стремлюсь быть похожей на нее. Баронесса оставила мне свое наследие, но, что намного важнее, я никогда не смогу забыть ее силу воли, доброту, сердечность, ум. Это великая женщина. Она была бизнес-леди, матерью, любимой, любящей, учителем, учеником, пастором, прихожанином, филантропом, Человеком…

Реклама

Реклама