«Killer Queen» (1974)
Судьбоносный хит группы, впервые выведший ее из-под обстрела ядовитой критки прямиком на 2-е место британского хит-парада. Это сейчас кажется, что песня звучит как «классический QUEEN, а тогда даже самим музыкантам она казалась необычной, далекой от привычного хард-рока, который они исповедовали. «Killer Queen» была решена в старомодном водевильном ключе с мелодическим многоголосием в духе BEATLES и BEACH BOYS. Как говорил Меркьюри: «Это один из тех номеров, которые предполагают шляпы-котелки и черные подтяжки».
Также это был тот редкий случай, когда Меркьюри написал текст прежде музыки. Осенило его ночью, поэтому он нацарапал что-то в темноте, а на следующий день уже сочинил мелодию. Давным-давно я думал, что в песне речь идет о какой-то «Королеве-убийце» — благо, таких хватало. Однако, на самом деле текст повествовал о шлюхе самого высокого полета, неком прообразе Маты Хари (недаром в тексте упоминаются Хрущев и
Но героиня песни всё-таки один раз цитирует настоящую королеву — Марию Антуаннету. А именно употребляет ее коронную фразу «Ну так пусть едят пирожные», которая накануне Французской революции была образцом то ли наивности, то ли клинического идиотизма, ибо представляла собой ответ на жалобу, что у крестьян нету хлеба. Говорят, изречение королеве приписали, но общую пропасть между народом и властью фраза выражала весьма наглядно.
«Bohemian Rhapsody» (1975)Реклама
Через год после первого удачного попадания в «яблочко» вдохновленные КВИНЫ ответили настоящей пушечной канонадой, выпустив превосходный во всех отношениях альбом «A Night At The Opera». Самым огромным пушечным снарядом стала «Богемная Рапсодия», представляющая собой 6-минутное музыкальное полотно, состоящее из балладно-рояльного вступления «про маму», оперно-многоголосой середины с «Галилеями-Фигаро» и хард-боевым финалом. Я уже писал про песню отдельную статью, поэтому остановлюсь лишь на не упомянутых ранее фактах.
1. Никакого конкретного смысла в текст песни Меркьюри, видимо, не закладывал. Он говорил: «Меня до сих пор спрашивают, о чем же на самом деле „Bohemian Rhapsody“, и я отвечаю, что не знаю. Я думаю, это развеивает миф и разрушает таинственность, придуманную людьми»
2. Так, как дорожек на пульте было 16, а вокальных партий 180 (!), приходилось десятки раз писать на одну магнитную пленку. До тех пор пока музыканты к ужасу не заметили, что пленка истерлась и стала почти прозрачной. Срочно пришлось делать копию.
3. Если, кто не знает, в QUEEN пел не один Меркьюри. Так, многоголосия обычно создавались при участии гитариста Брайана Мэя и ударника Роджера Тейлора. И именно последний (а не Меркьюри) берет на «Рапсодии» самые высокие ноты. Тейлор вспоминал:
«We Will Rock You» / «We Are The Champions» (1977)
Следующие два альбома, по моему сугубо личному мнению, неожиданно вышли у группы не особо интересными — эдакие сборники милых поп-песенок. А вот синглы были отменно хороши. Это и сделанная в жанре госпела и спетая всё той же троицей песня «Somebody To Love» (1976) и два мощнейших гимна-речевки, известных практически каждому.
Когда сингл с «We Will Rock You» и «We Are The Champions» вышел в продажу, New Musical Express язвительно написала: «Звучит так, будто специально записано для футбольных фанатов всей страны, чтобы стать хитом галерки. Неплохая идея для сборища тупиц». Ну, а КВИН своих слушателей тупицами не считали и, действительно, специально написали эти песни в расчете на совместное исполнение с публикой.
Для исполнения бодрой речевки «We Will Rock You» требовалось совсем немного. Помню, как в школе мы отбивали ее ритм, делая два притопа по листовому железу и один прихлоп. Почти так же записывали эту песню и КВИНЫ, только чечетку они отбивали на деревянной половице какой-то церкви. К топо-хлопанью дописали вокал, в конце — немного гитары, и самая «демократичная» песня готова. Сперва рефрен песни звучал как «We Will Beat You» (Мы вам врежем), но Фредди показалось, что это уж слишком, и он заменил рефрен на «We Will Rock You» (Мы вас раскачаем/встряхнем).
Песня стала народной, ее часто исполняли по любому торжественно-массовому поводу и написали кучу пародий (вот сразу вспомнилось: «ВИ-А СЕК-ТОР ГАЗА!»). Мэй по этому поводу даже расчувствовался и сказал:
Другая песня-гимн про то, что «Мы чемпионы» была написана уже Меркьюри. Критики не сильно ошиблись. Писалась она действительно с мыслью о футболе, но в итоге повествовала о тернистой судьбе музыкантов, которые не сдаются и в итоге всех побеждают. Песня получилась настолько самовлюбленной и помпезной (даже для КВИН), что когда Фредди представил ее коллегам по группе, те дружно заржали. Что не помешало «We Are The Champions» стать любимой песней спортивных болельщиков по всему миру.
«Bicycle Race» / «Fat Bottomed Girls» (1978)
Альбом 1978 года — «Jazz» — вышел значительно лучше предыдущих. Открывается он песней про загадочного Мустафу-Ибрагима. По сути, это была первая песня QUEEN, услышанная мною в жизни. Совсем маленьким мальчиком я обнаружил ее в какой-то солянке на папиной бобине. Она показалась мне настолько задорной и идиотской (в хорошем смысле этого слова), что я тут же начал носиться по улице, выкрикивая: «Мустафа-ибрагим, Мустафа-ибрагим, Алла-алла-алла!!!». Кроме молений Аллаху и общих «салаам алейкумов» никакого осмысленного содержания песня не несла, зато восточный колорит просто бил по ушам.
Но для сингла группа подготовила менее экзотические песни. На первую — «Bicycle Race» («Велосипедная гонка») — Меркьюри вдохновили велосипедисты Тур де Франс, которых он увидел из окна отеля. Текст был очень шуточный, где герой хитроумно играл словами и заявлял, что не верит «в Питера Пэна, Франкенштейна и Супермена», не хочет быть президентом Америки и «кандидатом для Вьетнама или Уотергейта», а хочет лишь «кататься на своём велосипеде».
Не знаю, что вдохновило на вторую песню сингла Брайана Мэя, но называлась она «Fat Bottomed Girls» («Толстозадые девицы»). В итоге для съемок клипа на «Bicycle Race» КВИНЫ решили совместить идеи обоих песен — собрать в одном месте девиц и, усадив их, толстыми задами на велосипеды, заставить кататься по стадиону Уимблдон. Что 65 голых манекенщиц и сделали 17 сентября 1978 года.
Однако с таким же успехом они могли быть одетыми. Неприятности начались сразу. Сначала фирма, давшая велосипеды напрокат, узнав об их использовании, заставила группу выкупить «оскверненные» велосипедные седла. Затем при монтаже началось редактирование, чтобы клип не был сильно уж вызывающим. Доредактировались до той степени, что ничего такого в клипе из-за спецэффектов вообще было не видно.
То же ждало и обложку сингла, где на мощный «бэк» велосипедистки сначала дорисовали трусики, а затем — в США — добавили еще и лифчик. Во всей красе голозадых наездниц можно было увидеть лишь на фото, которое вкладывалось в конверт альбома. Но в США и этот вариант запретили, а вместо фото вкладывали… купон, по которому фото можно было заказать. В довершение позубоскалило и издание New Musical Express, поместив фото Меркьюри со спины с подписью «Задастый королевич».
Но главное, что сингл благосклонно приняли слушатели, обеспечив ему 11-е место в хит-параде. Ну, а у фэнов появился новый ритуал — тарахтеть во время исполнения «Bicycle Race» велосипедными звонками.
На этом мы оставим 1970-е, и в следующий раз поговорим о хитах QUEEN следующего десятилетия.