Почему Ломоносов стал универсалом?

Реклама
Грандмастер

Более трехсот лет назад, 19 ноября (по старому стилю 8 ноября) 1711 года в деревне Денисовка Куростовской волости, рядом с селом Холмогоры, родился мальчик, прославивший не только родные места, но и Россию. Звали мальчика Михаил Васильевич Ломоносов. Естествоиспытатель и художник, стихотворец и историк, астроном и филолог…

Ломоносов был одним из немногих универсальных гениев, успешно работавших в различных областях знания.

Основные биографические вехи Ломоносова общеизвестны. Молодой человек, явившийся в Москву с багажом из «Грамматики» Смотрицкого, «Стихотворного Псалтыря» Симеона Полоцкого и «Арифметики» Магницкого, через десять лет стал адъюнктом Академии Наук по физическому классу, а еще через четыре года был избран на должность профессора химии — и оказался первым русским профессором.

Реклама

Ломоносов занимался исследованиями в разнообразных областях знания. Это и атомно-молекулярная теория, и термодинамика, и геофизика, и астрономия, и металлургия, и оптика, и филология, и география, и история, и многое другое. Ломоносов писал стихи и пособия по металлургии, занимался историческими исследованиями и создавал мозаики из цветного стекла, основал первую в России химическую лабораторию и Московский университет, курировал Географический департамент, Историческое собрание, университет и Академическую гимназию при Академии Наук. Он был универсалом.

Но вот интересно — почему же он им стал? Обычно люди, даже самые одаренные в различных областях, специализируются все же на чем-то одном, на том, что у них лучше всего получается. Ведь даже у универсальных гениев есть то, что дается лучше или хуже.

Реклама

К примеру, оды Ломоносова. Пушкин о них отозвался следующим образом: «Оды его… утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности — вот следы, оставленные Ломоносовым». И это при том, что мнение Пушкина о Ломоносове чрезвычайно высоко: «между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Реклама

Белинский же, признавая мнение Пушкина о Ломоносове-поэте верным, считал, что: «Во времена Ломоносова нам не нужно было народной поэзии; тогда великий вопрос — быть или не быть — заключался для нас не в народности, а в европеизме… Ломоносов был Петром Великим нашей литературы… Не приписывая не принадлежащего ему титла поэта, нельзя не видеть, что он был превосходный стихотворец, версификатор…

Этого мало: в некоторых стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и напыщенный тон, мелькает иногда поэтическое чувство — отблеск его поэтической души… Метрика, усвоенная Ломоносовым нашей поэзии, есть большая заслуга с его стороны: она сродни духу русского языка и сама в себе носила свою силу… Ломоносов был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси".

Реклама

Пытаясь ответить на вопрос «почему?» — к примеру, почему Ломоносов писал стихи или занимался историческими исследованиями, хотя всегда тяготел к химии, — мы вступаем на тонкий лед догадок и предположений.

Самым показательным, очевидным, буквально бросающимся в глаза фактом является то, что Ломоносов был первым: первым русским поэтом, первым русским профессором, создателем первого русского университета и так далее. Он был первым русским человеком, который, обладая талантом и способностями, получил соответствующее образование и возможность приложить полученные знания к практическим целям.

Судя по биографии Ломоносова, можно утверждать, что он обладал повышенным чувством ответственности, а также был настоящим патриотом своей родины. Возможно, именно эти качества и привели к тому, что он буквально разрывался на части, стараясь успеть везде и всюду, чтобы создать русскую науку, русскую поэзию, русское искусство.

Реклама

Может быть, определенную роль тут сыграло его крестьянское происхождение. Ведь когда крестьянин видит перед собой развалившееся хозяйство, он начинает поднимать его все в целом, не задумываясь о том, что у него получается лучше, а что хуже. Сначала нужно наладить хозяйство, а уж затем придет очередь всяких изысков. И крестьянин будет строить дом, хлев, разводить домашнюю скотину, сажать хлеб, хотя вероятно, что наивысший талант его — игра на гуслях. Он и будет играть, но только после того, как наладит все остальное.

Реклама

Фактически Ломоносов и оказался лицом к лицу с таким «развалившимся хозяйством». В России не было своего университета, за высшим образованием молодежь отправляли за границу, профессура (академики) Российской Академии Наук были отнюдь не русскими, и так далее. За что ни возьмись — сплошные иностранцы, а где же в этом случае место русского человека? Неужто только у сохи?

Кстати, о сохе… Как теперь говорится, в соответствии с действующим законодательством, Ломоносов вообще не мог получить образования. Для того чтобы поступить в «Спасские школы», ему пришлось выдать себя за сына дворянина. И если бы ему не удался обман, страшно представить, чего лишилась бы Россия. Впоследствии всю свою жизнь Ломоносов отстаивал права низшего сословия на получение образования, на возможность поступления в гимназию и университет. Возможно, это тоже сыграло свою роль в его универсальности — можно сказать, что всю свою жизнь Ломоносов посвятил доказательству тезиса о том, что и человек низшего происхождения может быть гением, что Россия лишается очень многого, оставляя потенциальные таланты и гениальность исключительно «у сохи», не позволяя им получить образования.

Реклама

Переоценить значение Ломоносова, то, что он сделал для России, весьма сложно. Скорее есть опасность недооценить его труды и старания (как, например, Пушкин недооценивал роль Ломоносова в русской поэзии). Жаль, что сейчас нет подобного универсального гения-патриота. Хотя, может быть, если пошарить где-нибудь в районе Холмогор… Вдруг он там сидит с удочкой, а?

Реклама