Как дрессируют тигров и львов?

Реклама
Грандмастер

Номер с хищниками, львами или тиграми, в цирке считается самым опасным. Дрессировщик, в отличие от воздушных гимнастов, не может пристегнуть страховочный трос. На арене, в окружении «превосходящих сил противника», он рассчитывает только на себя, на свой характер, умение и выдержку.

По инструкции на бортике манежа хранится ружье, но заряжено оно холостыми патронами и предназначено не для защиты дрессировщика, а для отпугивания хищника, если возникнет критическая ситуация. Тигры и львы, артисты с многолетним стажем, к неожиданным звукам привыкли, на арене они не редкость. Ружьем цирковых зверей не запугать.

Большие кошки, также как их домашние родственники, не любят воды, и по-настоящему опасаются пожарного брандспойта. Человек с брандспойтом, присутствующий рядом при каждом выходе хищников на арену, для тигров и львов куда опаснее человека с ружьем. Вода на арену подается только в самом крайнем случае по сигналу дрессировщика, лучше других понимающего ситуацию.

Реклама

Любой тигр или лев значительно сильнее своего дрессировщика. Добавьте к этому численное преимущество зверей. Справиться с грозными артистами куда как непросто. Опытные дрессировщики уверены, что их не спасет никакое оружие, если звери захотят за что-то отомстить.

Хищники всегда нападают сзади. Главное правило дрессуры — не поворачиваться к зверю спиной, оно известно любому профессионалу. Тем не менее, все они регулярно нарушают незыблемое правило. Арена круглая, зрители находятся со всех сторон, и обойти вниманием кого-то из них цирковые артисты просто не имеют права. О представлении должны остаться приятные воспоминания у всей публики.

Ошибки на манеже обходятся дорого. Любой дрессировщик знает, что к нападению надо быть готовым в любую секунду. Тем не менее, если оно случается, то всегда неожиданно. 13 января 2002 года, прямо во время представления в Ярославском цирке, три льва внезапно напали на известного дрессировщика. Словно оленя на охоте, львы схватили артиста за конечности и повалили на пол, но отступили под натиском «вооруженного» хлыстом помощника дрессировщика.

Реклама

После подобных случаев зверей отстраняют от работы. Их судьбу решает дрессировщик. По всем правилам от вкусивших человеческой крови хищников надо избавляться. Но на практике отправить зверя в зоопарк означает, что номер придется изменять, а то и вовсе сворачивать. Дрессировщик оказывается перед непростым выбором. Либо начинать все заново, «с молодых когтей», что долго и дорого, либо простить проштрафившихся животных. Многие идут на дополнительный риск и работают номер в прежнем составе.

На работу в цирк берут молодых животных, и чем меньше их возраст, тем лучше. Львенку или тигренку, как и любому малышу, на новом месте страшновато. Первая задача дрессировщика — показать будущей звезде арены, что «не так страшен черт, как его малюют». Чтобы «ребенку» не было скучно, а чувствовал он себя увереннее, дрессировщики стараются, чтобы молодежь приходила в коллектив в компании со сверстниками.

Реклама

Самки — более способные артисты. Ленивые самцы не считают нужным нисходить до выполнения команд. Грозно скалящие зубы злые тигры поддаются дрессировке лучше. За показной агрессией скрывается трусливая натура, поведение такого хищника понятно дрессировщику и предсказуемо. Самые опасные звери спокойны и уравновешены. Они «себе на уме» и оценивают ситуацию с собственной точки зрения, никому не известной.

Рабочий инструмент дрессировщика — железная палка. Ее назначение — не причинить зверю неудобство, а указать нужное место или действие. Первая команда, которую изучают большие кошки в цирке — «место». Тиграм и львам она дается сложнее всего. Кошачьей натуре, оказывается, легче сделать стойку или прыгнуть в огненное кольцо.

Реклама

В процессе дрессировки звери показывают разные результаты. Некоторые кошки не могут научиться собачьей команде всю жизнь. Но отстающих редко отчисляют из труппы. Их задача — работать на втором плане, играть «массовку».

Выступление хищников всегда завершает цирковую программу. Это не случайно. Всегда есть вероятность неконтролируемого развития ситуации. Нельзя допустить, чтобы один, пусть даже самый важный и зрелищный номер сорвал все выступление. Зрители останутся недовольны…

Реклама