Немного о строительстве
Башню начали строить в 1983 году. Изначально было задумано, что высота башни составит 442 метра, именно туда планировалось перенести все телерадиокоммуникации. Башня должна была стать третьей в России после Останкинской и Шаболовской. На высоте 220 метром (докуда ныне достроена башня) должен был появиться ресторан, наподобие «Седьмого неба» на Останкинской башне.
Строительство велось до 1989 года, после чего начались перебои с финансированием. Но стройка продолжалась с большими трудностями до 1991 года. А в 1991, как известно, случился очередной экономический кризис, и финансирование строительства башни прекратилось. Башня была заброшена и стала местом экстремального отдыха для альпинистов-любителей.
Освоение «моря»
Примерно в 1992—1993 годах первопроходцы из народа выяснили, что башня совершенно не охраняема и общедоступна, и более того — по внутренним конструкциям можно залазить до верхней площадки. И с тех пор в сутки на смотровую площадку стало забираться несколько десятков человек, в основном молодежь до 20 лет. В народе телебашню прозвали «морем».
К освоению «моря» подключается «ТАУ»
Эпоха спонтанного освоения «моря» продолжалась 3 года. В апреле 1995 года за использование башни взялось «Телевизионное Агентство Урала». В качестве первого шага «ТАУ» провело на башне экстремальную парашютную акцию «Бейсовцы», в ходе которой 4 спортсмена спрыгнули с вершины башни на раскрытых парашютах. По мотивам был создан фильм. Но особое развитие эта тема получила в 1997 году, когда «ТАУ» провело на телебашне 7 экстремальных акций.
12 июня 1997 года на башню по отвесной внешней стене полезли альпинист Михаил Першин и скалолаз Рамиль Белалов. Пробивая вручную дырки в бетоне и используя альпинистскую технику, дуэт Першин-Белалов дополз до вершины за 4 дня. Ночевали прямо на стене, на альпинистской платформе.
В качестве главного персонажа всех бейс-акций «ТАУ» выступил самый опытный и самый продвинутый бейсер России Дмитрий Киселев по прозвищу «Капля» (г. Москва). Свой первый бейс-джамп с телебашни «Капля» совершил 22 июня 1997 года. С тех пор он прыгал с башни 10 раз, и в одиночку, и с учениками.
Несчастные случаи и суицид…
В то время как «ТАУ» цивилизованно осваивало башню с помощью подготовленных профессионалов, параллельным курсом двигались самоубийцы и экстремалы-любители. Ценители острых ощущений и адреналина, не имеющие специальной подготовки, «пачками» ползали на башню. Конструкции внутри башни позволяют при неплохой физической форме залазить на отметку 220 метров за 30−40 минут. Но это уже превратилось в занятие для зевак, только ленивый не ползал на башню.
По слухам, «осваивая море», якобы погибло 25 человек. Но достоверно известно лишь о трех летальных случаях. В начале 90-х годов, на первых этапах освоения башни, с 10-метровой высоты упал 11-летний мальчик. Сорвался в силу неопытности и неподготовленности. 1 сентября 1997 года добровольно с вершины спрыгнул 20-летний Евгений. Накануне он убил собственную мать и в муках раскаяния сиганул с башни вниз. И последняя, самая трагическая, гибель Александра Пальянова. Он рисковал, как только мог придумать. По его словам, пытался довести грань между жизнью и смертью до минимума. Лазал по опасной лестнице с завязанными глазами, со связанными руками, с гирей на ногах
Несколько лет назад городские власти хотели достроить башню, но эксперты, исследовав объект, пришли к заключению — башня не подлежит реконструкции, и более того, существует угроза её обрушения. Но несмотря на это, символ до сих пор стоит нетронутый в центре города…