Гектор Берлиоз
Гектор Берлиоз (11 декабря 1803 — 8 марта 1869 гг.) — крупнейший композитор-романтик. Его музыку иногда сравнивают с романами
Берлиоз — едва ли не первый композитор в мире, у которого в детстве не было клавишного инструмента (фортепиано). Он учился на дому, в основном образованием занимался отец — врач, а из музыкальных инструментов были только флейта и гитара.
А теперь на секундочку представим себе время, в котором была тишина. Это сейчас музыка (или то, что ею называется) звучит с утра до ночи отовсюду, а тогда ведь и близко такого не было. Чтобы послушать музыку, люди специально куда-то ездили (за исключением, конечно, церковных служб, где музыка звучала всегда). В случае с Берлиозом это интересно, потому что он изначально мыслил огромным и новаторским оркестром.
Хотя уже с раннего детства был очевиден интерес ребенка к музыке, родители отправили его в Париж учиться на врача. Но медицину Берлиоз быстро оставил, «сбился с пути» и поступил в консерваторию. Одно из своих первых произведений он написал по заказу одной из парижских церквей — это была Месса (напомню, что месса — это крупное церковное произведение). Также похоже, что Берлиоз — первый из
Берлиоз перекладывает для оркестра «Марсельезу», разучивает ее с парижанами на баррикадах (во Франции было несколько революций, тогда была так называемая Июльская революция). Он влюбляется — эта история обязательно встретится в любой биографии гениального музыканта, поскольку именно любви молодого композитора к ирландской актрисе человечество обязано существованием «Фантастической симфонии».
Берлиоз получает долгожданную Римскую премию. Она дает возможность два года жить в Италии. Вернувшись в Париж, Берлиоз сталкивается с финансовыми трудностями, но случается неожиданное: великий скрипач
С музыкой Берлиоза все время происходило необычное: на родине ее не слишком жаловали, зато в других странах принимали очень хорошо. Когда Берлиоз по совету Оноре де Бальзака приехал в Россию, на одном из концертов в Московском манеже было зафиксировано 12000 зрителей.
Но у себя во Франции Берлиоз постоянно сталкивался с непониманием слушателей. К тому же, случилось страшное личное горе: его сын — морской офицер — погиб на Кубе от желтой лихорадки. Сам Г. Берлиоз умер в 1869 году.
У Берлиоза обычно предлагается послушать «Фантастическую симфонию». Это интересная музыка, в которой появляется типичный «романтический герой», мятущийся и страдающий. Но это еще музыка, в которой и героиня «превращается» в ведьму на шабаше, где звучит знаменитая на весь мир старинная церковная мелодия «Dies irae», интегрированная в «музыку шабаша».
Совершенно уникальное явление — «Осуждение Фауста» Берлиоза — драматическая легенда для оркестра, солистов и хора. Написанное по мотивам Гёте, это произведение поражает своей драматургической мощью и необычностью музыки (особенно, в кульминации, где Фауст и Мефистофель на огненных конях проваливаются в ад).
«Действие» этого удивительного произведения Берлиоза происходит во многих местах. Сначала в Венгрии — и тогда звучит знаменитый Ракоци-марш, о котором нужна отдельная статья. Потом, как и у Гёте, — в реально существующем до сих пор кафе города Лейпцига. Знаменитое кафе «
Берлиоз и Терри Гиллиам
Очень интересны постановки «Осуждения Фауста». Знаменитый режиссер Терри Гиллиам — автор многим известных фильмов («Монти Пайтон и Священный Грааль», «Бандиты времени», «Бразилия», «Двенадцать обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Страна приливов» и других) — сделал такую постановку этой «драматической легенды» французского романтика, что можно только ахнуть. Действие перенесено в наше время — там и Гитлер, и оружие, но это нужно видеть, рассказывать бесполезно.
Последнее десятилетие — просто расцвет «музыкальной» кинорежиссуры. За оперы и другие жанры берутся крупнейшие мировые режиссеры, так называемые «культовые» (слово, конечно, не очень, но так принято говорить). Каждый фильм становится событием (как кино-оперы «Волшебной флейты»
Берлиоз был не единственный, кто работал во Франции в первой половине XIX века.
Джакомо Мейербер
Джакомо Мейербер родился в Берлине, могила его тоже в Берлине. При этом его имя чаще стоит в разделе «Французская музыка», поскольку после 10 лет, проведенных в Италии, он обосновался в Париже и является основоположником так называемой французской «большой оперы».
Во всем этом нет ничего удивительного, в свое время французскую оперу «двигали» и другие иностранцы: итальянец Люлли или австриец Глюк. Никакой театр не захочет рисковать постановками, которые не будут востребованы публикой. Если в Париже того времени расцвела так называемая «большая опера», то есть грандиозная многочасовая постановка, еще и с балетными сценами — значит, парижанами именно такая опера была востребована. Причем для парижских театров писали не только французы, но и немцы, и итальянцы (Россини). Мейербер стал основателем «большой» французской оперы.
В Италии музыка стала нацией. У нас на севере дело обстоит совсем иначе; там музыка стала человеком и зовется Моцартом или Мейербером. (Генрих Гейне).
Джакомо Мейербер (Якоб Либман Беер, 1791−1864 гг.) — крупнейший немецко-французский композитор своего времени. Один его брат — Михаэль Бер (Беер), известный драматург, другой брат — Вильгельм Бер, стал впоследствии известным астрономом (кратер на Марсе). Насколько я понимаю, Дж. Мейербер — отец жены немецкого художника Густава Карла Рихтера и дед философа Рауля Рихтера. Вот что значит пройти по ссылкам, хотя информации мало.
Главное творческое наследие Мейербера сфокусировалось в области «большой оперы». Самая известная опера — «Гугеноты», о Варфоломеевской ночи. Из соображений политкорректности название оперы часто менялось, в зависимости от страны, в которой ее ставили.
Мейерберу, как впоследствии и Мендельсону, пришлось выдержать нападки со стороны Рихарда Вагнера. Последний признавал огромную роль музыки Мейербера в становлении своего оперного стиля («без Мейербера я был бы ничто»), однако не мог удержаться от антисемитских выхлопов. Возможно, это определило дальнейшую нелегкую судьбу музыки Мейербера. В Третьем рейхе была запрещена музыка Мендельсона и Мейербера… Это — отдельная большая и грустная тема.
В последние десятилетия, однако, замечательные оперы Мейербера вернулись на сцену. Несмотря на сложности постановки (а это действительно — «большая опера»), значительная часть оперного наследия великого композитора уже не только на концертных площадках, но и на театральных сценах большинства стран.
«Следующая остановка» — хронологически — Россия. Там творит Михаил Глинка.