Весьма вероятно, что и были!
История эта началась задолго до рождения Ивана IV, когда его отец и предшественник на престоле — Василий III — выбирал себе невесту по византийскому обычаю. Со всей страны в Москву свезли 1500 девушек, отобранных не по знатности рода, а по красоте и здоровью. После нескольких «туров» этого своеобразного конкурса красоты царю были представлены 10 «финалисток», из которых он сам должен был выбрать будущую царицу. Выбор пал на девушку из «захудалого» боярского рода, зато красивую и доброго нрава — Соломонию Сабурову.
Поначалу брак был счастливым. Но вот прошло уже 20 лет, Василию III было за сорок — а Соломония так и не забеременела! Не помогали ни поездки к святым местам, ни обращение к колдунам и знахарям. Дело шло к тому, что придётся оставить престол одному из братьев, которых царь не очень-то любил… К тому же при дворе появилась юная литовская красавица — Елена Глинская…
Дальнейшие события в разных источниках предстают по-разному. В летописи рассказано, как Соломония умоляла мужа позволить ей уйти в монастырь. Муж возражал против такого позора для семьи (где ж это видано — при живом муже в монастырь!), но царица настаивала, и великий князь в конце концов вынужден был согласиться. Другие источники рисуют несколько иную картину: инициатором пострига Соломонии был именно Василий — Соломония и слышать об этом не хотела, отказал в разрешении на развод и константинопольский патриарх. Дабы обосновать необходимость развода и нового брака, был произведён «розыск о неплодии» царицы. В конечном итоге, когда вопрос о ссылке Соломонии в монастырь был решён, ворвавшиеся к ней бояре срывали с неё одежду, обрезали косу, женщину даже били кнутом… Чему верить, каждый решает сам — но цена «официальных версий» известна давно.
Так или иначе, 42-летний царь женился на 16-летней Елене Глинской, а Соломония — в монашестве София — оказалось в отдаленном монастыре в Суздале.
Между тем новый брак царя в течение 4 лет тоже оставался бесплодным. По стране поползли взаимоисключающие слухи. С одной стороны, говорили, что не Соломония была бесплодной, а сам царь. С другой — что Соломония попала в монастырь уже беременной — и у неё там родился сын, наречённый Георгием!
Дело требовало тщательной проверки — и в монастырь были посланы дьяки. Соломония заявила, что они недостойны видеть её сына, который ещё отомстит за обиду матери. Через некоторое время были посланы бояре, которым сообщили, что ребёнок умер, и даже продемонстрировали гробницу.
Гробницу эту вскрыли в 1934 году. В ней был обнаружена долблёная колода, в каких в то время хоронили детей, залитая известью (так хоронили умерших от заразных болезней — в частности, от оспы), а в ней… никаких следов останков ребёнка! Только скомканные остатки весьма роскошной детской одежды на мальчика примерно 3-х лет — с которых сыпалась сухая земля. Это значит, что гробницу уже вскрывали… когда?
Вполне возможно, что и при Иване Грозном. Царю об этой истории было известно — и он живо ею интересовался: он затребовал все документы, касающиеся «розыска о неплодии» первой жены своего отца — и впоследствии эти документы исчезли. Так что приказать вскрыть предполагаемую гробницу Георгия он вполне мог — и узнать, что могила была фальшивой…
Дальше — только вопросы. Действительно ли у Соломонии был сын? Если был — правда ли, что он умер ребёнком? Почему могила оказалась пустой — может быть, ребёнка спрятали в надёжном месте, а чтоб обезопасить — позаботились о том, чтобы царь считал его умершим? И если так — какова была дальнейшая судьба Георгия?
Ответов нет. Но не было их и у царя Ивана IV! А раз так — в течение всего правления его должна была преследовать мысль: возможно, где-то живёт человек, у которого больше прав на престол, чем у него — а ну как предъявит? А что если он уже предпринимает против него какие-то тайные действия? Тут поневоле начнёшь видеть кругом врагов и изменников!
О действительной же судьбе старшего брата Ивана Грозного ничего неизвестно. Фольклорная традиция отождествляет его с Кудеяром-атаманом — русским «робин гудом» — но это не более, чем легенда… впрочем, легенды ведь тоже не на пустом месте возникают?
Словом, историкам ещё предстоит разгадать эту тайну.