Как такое возможно?
Дело в том, что Генрих занимался не участием в экспедициях, а их организацией. Талант руководителя великими открытиями — вот что сделало его «мореплавателем»! В наш век мы назвали бы это эффективным менеджментом.
Разберем, из чего сложилось эффективное лидерство принца Генриха.
Он был истинно верующим католиком. При посвящении в рыцари он дал клятву отцу сделать страну богатой и процветающей. Римский папа назначает принца Генриха магистром ордена Христа. Такая ответственность была подкреплена горячим любопытством молодого человека. Изучая карты того времени, он догадывается о возможном морском пути в щедрые земли Африки и далее в Индию.
Итак, основополагающая причина будущего успеха принца — это не просто сильное желание. Это одержимость.
Кстати, честолюбие здесь было не так важно. Генрих понимал, что королем Португалии ему не стать. У отца он родился не первым.
Став губернатором Алгарви, принц выстраивает в Сагрише себе резиденцию. Туда он приглашает ученых со всего мира. Собрались астрономы, картографы, математики, физики. Принц не жалел для них денег, так как мировая слава приглашенных оправдывала все расходы. При дворе в Сагрише инфант создавал им все условия. Особенно он ценил Джакомо де Майорка. Этот картограф сам собирал всю информацию у мореплавателей, составлял карты и давал задания штурманам.
В Сагрише образовалась мореходная школа. Там копились знания и готовились специалисты навигационного дела.
Отсюда мы видим еще два слагаемых успешности Генриха: создание звездной команды и большие вложения в знания.
А все ли понимают, что для эффективной работы задуманного не надо быть умным самому? Главное для лидера — это окружить себя умными людьми. Генрих, как видно, это понимал очень хорошо. Он был чужд предрассудков. С ним в резиденции трудились и католики, и мусульмане, и иудеи. Даже дикарей, привозимых из Африки, он старался обучать и брать на службу.
Звездная команда, собранная инфантом Генрихом, усовершенствовала астролябию и создавала новые карты. Новая астролябия позволяла штурманам в море определять градус широты и с точностью нахождение судна. Новые парусники — каравеллы создавались именно тогда. Заимствованная у арабов технология треугольного паруса стала скачком в кораблестроении. Теперь парусные суда могли легко двигаться против ветра.
Делаем вывод: принц Генрих как грамотный руководитель поддерживал инновации.
«Бросьте вызов судьбе, рискните, обогните мыс Бахадор», — взывал наш герой к самолюбию моряков, не жалея почестей и наград. Он умел внушать подчиненным любовь и уважение. Такую любовь, что те готовы были рисковать жизнью, чтобы привезти принцу карту неизвестной земли.
Стараниями инфанта Генриха и его команды ученых и моряков были открыты Канарские острова, Азорские острова, острова Зеленого мыса. Основаны колонии на побережье Африки от мыса Бахадор до мыса Сьерра-Леоне. Появилась уверенность обогнуть Африку и найти путь в Индию.
В те годы прославились капитаны Гиль Эаннес, Альфонс Бальдайя, Антонио Гонсальвес, Динис Диаз и другие.
И всё-таки почему он сам не отправлялся в экспедиции?
Генрих считал своим делом снаряжать экспедиции, анализировать работу капитанов, руководить научным центром в Сагрише.
«Талант к добрым свершениям». Эта надпись красовалась на гербе инфанта Генриха, прозванного «мореплавателем». Теперь мы видим, что получить такое прозвище можно за эффективный менеджмент.